|
Четыре шага к новому
искусству
часть 2
Опубликовано в журнале Hard'n'nSoft №12 2001
Стр. 88 |
|
Для оптимальной
загрузки статья разбита на 2 части:
Шаг первый. Плитки и шизофрения и Шаг второй.
Шестилапые и анимация смотрите
здесь.
Шаг третий. В гостях у профессора Пола Брауна и
Шаг четвертый. Искусство нового века
читайте на этой странице.
Также посетите Вернисаж
изображений, в том числе и Пола Брауна.
Шаг третий. В гостях у профессора Пола
Брауна (www.paul-brown.com)
Трудно передать восторг от
знакомства с работами австралийского
художника-математика Паула Брауна. Он доработал
плитки Трюше, взяв на каждой стороне квадрата по
две точки и соединяя их, соответственно, четырьмя
линиями. Эта идея дает потрясающий эффект, даже
сами статичные картинки вариантов красивы, а уж о
движущихся на экране живых бурлящих соединениях
и говорить нечего.
Сразу же вопрос -
сколько вариантов соединений существует?
Конечно, больше, чем мы насчитали в
шестиугольнике, но в обозримых пределах, ведь
здесь также, проводя одну линию, мы убираем из
дальнейшего рассмотрения две точки. Я насчитал 105
вариантов соединений без учетов поворотов и
отражений, если кто-то меня поправит, буду
признателен. Количество уникальных вариантов с
учетом поворотов-отражений, естественно, намного
меньше, жду соображений читателей. Идея не
отпускает, пока не напишите программу и не
наиграетесь с параметрами, причем сам процесс
написания, кодирования, продумывания алгоритма
необычайно приятен. Задав массив, и начав его
заполнять, вы столкнетесь с массой чудесных
трудностей, например, если первая точка
соединяется с пятой, то они обе выбывают из
кандидатур для соединений с другими точками. Но,
уверяю вас, затея стоит того.
Когда на экране зашевелятся
червяки, ежесекундно рождая и разрушая самые
замысловатые соединения, вы почувствуете себя
мини-Творцом. Невозможно не привести
замечательную конструкцию, появившуюся в
программе: a(a(i))=i, она красива сама по себе, не
представляю, в какой еще задаче она могла бы
появиться. Сразу хочется поэкспериментировать,
поменять количество квадратов на плоскости,
толщину линий, размер квадратов, паузу между
движениями, и каждый шаг порождает по-своему
замечательный процесс, который хочется
сохранить. Смотреть на это "бурление
червяков" не надоедает, поэтому я сделал из них
скринсейвер. Еще пару слов о программе. Задав
выбор цвета линий случайным образом и толщину
линий в 20 пикселей, я получил невероятно красивую
пестро-бурлящую абстрактную картину,
насмотреться на которую невозможно. Хочется
повесить ее на стену, подарить друзьям.
Однако самое замечательное в
модели Паула Брауна - это его собственная
реализация движения. В отличие от рассмотренных
нами движений, созданных по программе или в
гиф-анимации, когда движение создавалось заменой
целой плитки, Браун применил анимацию, созданную
с помощью Macromedia Shockwave, в этом можно убедиться,
посмотрев страничку в виде html. Этот пакет для
работы с векторной графикой позволил создать
необычайно красивый эффект - в квадратах пары
линий обмениваются точками контакта, причем
другие концы каждой линии остаются на месте,
словно толстые червяки соединяются в постоянно
меняющиеся цепи. Словами описать невозможно,
зайдите на www.paul-brown.com/gallery/timebase/chromos.index.htm Желающие
могут создать своих червяков в популярном
редакторе векторной графики для веб-страниц
Macromedia Flash. Предлагаю интересное задание - каким
либо образом выразить вид червяков в квадрате
Брауна числом. Чтобы, меняя, например разряды в
двоичной записи числа, получать заранее
определенный вид квадрата. А по числу однозначно
построить квадрат с червяками. Мне пока не
удалось.
О замечательной программе, рисующей движущихся
червяков, смотрите в заметке Фантастические
червяки.
Шаг четвертый. Искусство нового
века
Вы заметили, что рассмотренные
нами картинки красивые? Почему вообще
математические картинки - фракталы, аттракторы,
мозаики так красивы? Так сказочно,
обворожительно, волнующе (какие еще есть
эпитеты?) красивы. Так красивы, что
материалисты-циники, с усмешкой отбрасывающие
многочисленные брошюры, выводящие наличие Бога
из красоты окружающего мира, просто в недоумении.
"Когда передо мной прекрасный часовой
механизм, я невольно думаю об авторе, сотворившем
его" - восклицал Бенедикт Спиноза. Размышления
и восторги по поводу красоты математических
картинок, может, и не приведут нас в Церковь
(наверное, этого недостаточно), но оставят в
изумлении. Ведь если красота горных вершин,
звездного неба или морского прибоя ожидаема,
привычна (а как же иначе?), то откуда же берется,
например, красота возводимых в квадрат
комплексных чисел? Математика вся пронизана
красотой и гармонией, но ведь мы сами выдумали
числа, назначили правила их существования и
действия над ними. В этом отношении они сродни
шахматам - искусственно придуманным правилам
жизни некоторых объектов. И тоже несущих в себе
красоту, (помимо спортивного азарта). Как-то,
разбирая партии Капабланки, я был поражен,
сколько в них интриги, остроумия и изящества. (К
сожалению, позже, особенно с приходом Тиграна
Петросяна, красота партий шахматистов верхних
эшелонов стала менее доступной для простых
любителей, постоянные неочевидные попытки
улучшения труднопонятных позиций, но, скорее
всего, я просто слаб в шахматах.)
Для технарей,
которых в принципе раздражают рассусоливания об
искусстве еще один вопрос для размышлений.
Создадим кубики Трюше, вырезав у четырех вершин
куба сферы с радиусом, равным половине ребра.
Сколько вариантов модификаций кубика Трюше
существуют? Получим ли мы объемный
трубопровод-лабиринт с замкнутыми полостями? Или
эта идея в принципе невыполнима, даже если
предположить, что мы сможем рассмотреть
внутренности пространства, заполненного
кубиками Трюше, из четвертого измерения?
Убедившись в бесплодности заполнения
пространства кубиками с вырезанными сферами
рассмотрим более похожую на плитки модель: в
середине каждой грани кубика врезан шланг,
идущий к середине смежной грани. Сколько
вариантов таких кубиков может существовать?
Построим ли мы ими сквозной трубопровод и как
оценить количество замкнутых полостей?
И снова
вернемся к Полу Брауну. На его страничке
представлено несколько невероятной красоты
картинок, основанных на математических
алгоритмах, в том числе и рассмотренных червяках.
Можно было бы привести многочисленные
исследования о связи математики и искусства,
начиная с Пифагора, Аристотеля, Декарта, да Винчи
и кончая бесконечными современными попытками
скрестить кибернетику с живописью, музыкой,
литературой. Но, помня о том, что чем шире угол
обзора, тем он тупее, рекомендую лишь прочитать
эссе "Шаги по камушкам в тумане" (Stepping Stones in
the Mist, правда, на английском, но при сильном
желании можно воспользоваться PROMPT'ом) все того же
профессора Пола Брауна, расположенное на его
страничке. Там же вы найдете и новую идею -
замостить плоскость восьмиугольниками,
раскрашенными тремя цветами и сделать
гиф-анимацию с вращением восьмиугольников.
Причем, сами восьмиугольники могут
располагаться несколькими вариантами.
Вращение будет порождать
узоры и линии, рассыпающиеся и вновь возникающие,
не позволяя оторваться от созерцания процесса.
Эстетические чувства возникают при наличии
ритма и движения (так вещают нам теоретики от
искусства), в наших рассмотренных выше картинках
присутствуют оба элемента. Правда для просмотра,
нужно запускать программу, или, для гиф-картинок,
открывать их в броузере или "смотрелке"
картинок (все, конечно подумали об ACDSee). Можно и
фон экрана сделать, включив Active Desktop и вызвав
страничку с картинкой. Недавно появились
сообщения о выпуске носимых картинок - в
устройство, состоящее из плоского экрана и
оснащенное флэш-памятью закачивается до пятисот
картинок, выбираете фотку любимой кошечки и
носите с собой пока не сядут батарейки. О
поддержке гиф-анимации пока не говориться, но это
дело времени. Так что скоро на стенах будут
висеть переключающиеся плитки Трюше,
вращающиеся мозаики и шевелящиеся червяки
профессора Брауна.
Причем, их движение
можно будет синхронизировать с вашим
самочувствием или с внешними источниками
сигналов - это и будет искусством нового
наступившего века. И создадим его мы. |