БЛОГФорумСсылки Написать письмоПочему Арбуз? Служебная UN ЕЖЕ-движение - международный союз интернет-деятелей

Ломтик своевременный

32й выпуск... это число интересно только тем, что самая маленькая (кроме 1) пятая степень числа.
Посмотрите картинку и удивитесь - это не фракталы и не математические опыты, которыми арбузники обмениваются в форуме...

k4.jpg (57643 bytes)

а самая настоящая картина ташкентского художника Вячеслава Усеинова. О его выставке можно прочитать здесь

zwerge1.gif (12886 bytes)

Разделять разделы (тавтология...) сегодня буду своим портретом, найденным здесь.

После статьи Нелегкая жизнь Искусственного интеллекта Арбуз будет следить за появлением ИИ, в частности, за интересными публикациями на эту тему. Пока предлагаю статью, найденную на странице, посвященной ИИ.

Андрей Плахов о проблеме создания искусственного интеллекта


Впервые опубликовано на сайте membrana.ru, 16 декабря 2002

Сейчас я скажу нечто странное. Может быть, вы в это даже не поверите. Научные разработки в области искусственного интеллекта (ИИ) зашли в тупик. Хотя, вроде бы, все знают, что компьютеры стали в миллионы раз умнее, чем 50 лет назад, даже самого Каспарова в шахматы обыграли.

И тем не менее, это так. Научные разработки в области ИИ зашли в тупик. Сегодня, если кто-то говорит, что в его Программе, или Системе, или Машине содержатся элементы ИИ, то он врёт. Ой, нет, это слишком грубое слово. Заменим его на "проводит маркетинговую акцию".

Тупик.

По моим наблюдениям, создатели всяких штук, обычно причисляемых к ИИ, делятся на две группы. Это добросовестные учёные, работающие над своей частной задачей, добивающиеся в ней успехов, и никогда не произносящие слов об ИИ.И любители журналистов и денег, очень напоминающие профессора Выбегалло, кричащие как можно громче о несуществующих феноменальных успехах. Как ни печально, гранты и должности проще достаются вторым. Они больше обещают.

Ну а в самом деле, в чём проблема? Неужели создать ИИ сложнее, чем полететь на Луну? Расшифровать геном человека? Нет, проблема совсем не в сложности. Настоящая проблема в том, что не существует цели. Вы представляете себе, что значат эти слова: "создать искусственный интеллект"? По мнению "поколения Азимова" это что-то такое, "крутое". Роботы там, супермозг, и тому подобное.

Представляет ли это кто-нибудь более точно? Не обязательно учёные, быть может, программисты или писатели-фантасты? Нет. Никакого общепринятого мнения о том, что такое ИИ, не существует. Зато каждая новая конференция или симпозиум порождает новые и новые "концепции", обладающие общим недостатком. Они нежизнеспособны, пройдёт год, и о них забудут. Очень редко появляются на свет идеи, живущие дольше, например, идея нейронных сетей. Увы, они не выдерживают проверки тем же простейшим вопросом: а какова задача?

Скажите же мне, что умеет делать нейронная сеть? Что она умеет такого, с чем математические методы, не относящиеся к ИИ (к примеру, анализ Фурье, сплайны, градиентный спуск, вейвлеты), справляются хуже? Странно, но на этот вопрос я не слышал внятного ответа. Это, конечно, еще не значит, что его нет. Но получается, что большая часть людей, занимающихся нейросетями, не понимает, зачем это нужно. Я не буду обвинять научное сообщество в запудривании мозгов — я вовсе так не думаю, и глубоко его уважаю. Можно долго спорить, доказывая, что преимущества нейросетей (например, принципиальная параллельность нейросетевых вычислений) перевешивают их недостатки (например, затруднённый процесс обучения).

Я лишь хочу сказать, что все сегодняшние достижения имеют такое же отношение к ИИ, как гонки "Формулы-1" — к телепортации. Пора разобраться, что же должна сделать машина такого, что все вокруг сразу закричат: — "Ура! Вот он, искусственный разум"! Решение каких задач приближает его создание? Скажу сразу: легко сделать так, чтобы зрители (особенно неискушенные) закричали: — "Это уже почти искусственный разум! Ещё немного, и..." К сожалению, "ещё немного" тянется уже десятки лет. И кардинально ничего за это время не изменилось.

Тест Тьюринга

Одна из главных задач для искусственного интеллекта была предложена Аланомmedal.jpg (8310 bytes) Тьюрингом в его статье "Может ли машина мыслить?" в 1938 году. Тест вот какой.

Человек ("судья") общается с собеседником, не видя его. Затем он пытается определить, с кем вёл разговор. Если судья принимает, условно говоря, компьютерную программу за человека, значит, она прошла тест Тьюринга и может считаться разумной. С 1991 года проводятся турниры программ, пытающихся пройти тест Тьюринга. На этом ресурсе можно посмотреть историю турниров, узнать о правилах, призах и победителях. Пока ещё эти программы (боты) крайне малоразумны. Всё, что они делают — это применяют заранее подсказанные человеком правила. Осмыслить разговор боты даже не пытаются, в основном совершают попытки "обмануть" человека. Создатели закладывают в них ответы на наиболее часто задаваемые вопросы, стараются обойти распространенные ловушки.

Например, внимательно следят, а не задаст ли судья один и тот же вопрос дважды? Человек в такой ситуации сказал бы что-то вроде: "Эй, ты уже спрашивал"! Значит, разработчик добавит боту правило тоже так поступать.

А вот пример одного из "обманных правил", на которых основаны такие программы.

ЕСЛИ СУДЬЯ СКАЗАЛ "Думаешь ли ты, что ФРАЗА?", ОТВЕТИТЬ "Что ты имеешь в виду, говоря ФРАЗА? Что-то я тебя не понимаю".

Так появляются бесконечные диалоги в стиле психоаналитиков:
— Как ты относишься к войне в Афганистане?
— О, я вижу, тебя волнует война в Афганистане? Давай поговорим об этом.
— Сколько на небе звёзд?
— Хмм, хотел бы я знать, сколько на небе звёзд!
— Думаешь ли ты, что жизнь прекрасна?
— Что ты имеешь в виду, говоря "жизнь прекрасна"? Что-то я тебя не понимаю.

"Ура! Это почти искусственный разум! Ещё немного, и..." Но его тут нет, и при таких методах не будет никогда.

Компьютерные шахматисты

Об этих программах, думаю, слышали все. Впервые чемпионат мира по шахматам между компьютерными программами прошел в 1974 году. Победителем стала советская шахматная программа "Каисса". Не так давно компьютер обыграл и Гарри Каспарова. Что же это — несомненный успех?  О том, как играют компьютерные шахматисты, написано очень много. Расскажу совсем вкратце. Они просто перебирают множество вариантов. Если я подвину эту пешку сюда, а компьютер сходит слоном вот сюда, а я сделаю рокировку, а он подвинет вот эту пешку... Нет, такая позиция невыгодна.  Не буду делать рокировку, а вместо этого посмотрю, что случится, если я подвину эту пешку сюда, а компьютер сходит слоном вот сюда, а я вместо рокировки подвину пешку еще раз, а он...

Ну как, очень интеллектуальный процесс? Скажу честно — он ещё более простой и незамысловатый, чем в этом описании. Компьютеры, тем не менее, играют в шахматы всё лучше и лучше с каждым годом. С одной стороны, они успевают перебирать все больше и больше вариантов. Мощность-то растёт. С другой стороны, создатели вкладывают в них всё более сложные и умные правила оценки позиций и сокращения перебора.

Может, вот оно, счастье? Всё более и более умные правила, и так прямым ходом к созданию ИИ! К сожалению, нет. Дело в том, что это именно правила о том, как нужно хорошо играть в шахматы, но не больше. Это может быть теория эндшпилей, розыгрыш стандартных дебютов, способы оценки опасности для каждой твоей фигуры, и так далее. Их не используешь больше нигде. Что еще хуже, компьютер не учится и не изобретает их сам. Все они подсказаны настоящими обладателями интеллекта — талантливыми программистами и шахматистами-консультантами.

Если хотите узнать больше, посетите этот ресурс.

К сожалению (или к счастью), мир сложнее шахмат. Иногда бывает нужен и перебор, но гораздо чаще вариантов слишком много, а "комбинаторный взрыв" убивает всякие надежды их просчитать. Так что ИИ не будет создан и на этом пути.

Футбол роботов

Это очень модно. Этим занимаются многие лаборатории и целые факультеты ВУЗов по всему миру. Проходят десятки чемпионатов по разным разновидностям этой игры. Сходите хотя бы сюда, а если Вас интересуют российские инициативы, то — на этот ресурс.

Как говорят организаторы турнира RoboCup, "Международным сообществом специалистов по искусственному интеллекту задача управления роботами-футболистами признана одной из важнейших". Хм. Не правда ли, интересно, почему? Неужели больше нечем заняться? Отчего же, конечно, есть. Весь смысл футбола роботов состоит в том, что это идеальная учебная задача. С её помощью очень хорошо не только учить студентов программированию (да и самим учиться, чего уж там греха таить), но и разбираться, а как же на самом деле должен быть устроен жизнеспособный робот.

Как и что он должен уметь видеть, какими внешними устройствами пользоваться, как передвигаться. Этого никто пока ещё не знает, это очень важно и полезно, но к искусственному интеллекту фантастов не имеет никакого отношения. Футбол роботов — это не задача. Это большая-большая масса слабо связанных друг с другом технических проблем. Как научить роботов быстро оценить взаимное расположение предметов в пространстве?

А как научить вставать с земли упавшего робота? Что лучше в реальных условиях, телекамеры или ультразвуковые сенсоры? Как учитывать влияние ветра на устойчивость бегущего робота? Все они важны, но это, увы, тоже не ИИ. Очень может быть, что, как мечтают все те же организаторы RoboCup, в 2050 году команда роботов и впрямь обыграет в футбол команду людей. Только их интеллектуальность к этому будет иметь примерно такое же отношение, как их раскраска.

Коммерческие применения

Главным признаком успешности и положения в обществе вот уже три тысячи лет остаётся одно и то же. Кто сказал "интеллект"? Не угадали, попробуйте ещё раз. В коммерчески значимых областях, таких, как распознавание текстов, или искусственный интеллект в компьютерных играх, не нужно никаких турниров, никаких судей, никаких правил отбора.

Лучшие идеи сами найдут себе дорогу. Красивые, но нежизнеспособные, или шарлатанские, или ошибочные — умрут. Деньги в этих областях работают на удивление честно и правильно. Русским читателям, наверное, будет приятно, если я скажу, что один из лидеров в распознавании текстов фирмa ABBYY — находится в России, а другой — фирма Parascript — основан русскими эмигрантами. Я и сам хотел бы верить, что каждый проданный диск "ABBYY FineReader", каждая новая игра фирмы "Нивал", приближает нас к созданию ИИ. К сожалению, это не так. Ни в распознавании текстов, ни в создании компьютерных игр высокая наука оказалась просто не нужна.

Что нужно, так это стройный коллектив людей с ясными головами и хорошим образованием, и грамотное применение большого числа довольно простых по своей сути алгоритмов. Никакого сакрального знания на этих направлениях добыть не удастся, никаких великих открытий не совершится, и этого вовсе никто и не добивается. Люди просто зарабатывают себе деньги, заодно улучшая нашу жизнь.

Турниры программистов

Недавно одна малоизвестная фирма Microsoft проводила турнир под названием "Террариум". Программистам предлагалось создавать искусственную жизнь, не больше и не меньше. Это, наверное, самое известное из подобных соревнований, а вообще их проводится очень много — энтузиасты-организаторы с завидной регулярностью предлагают создавать программы, играющие то в войну роботов, то в колонизацию Юпитера. Бывают даже соревнования по выживанию среди компьютерных вирусов.

Что же мешает хотя бы этим проектам служить созданию настоящего ИИ, который в будущем сможет и воевать, и Юпитер колонизировать? Одно простое слово — непродуманность. Даже могучие умы Microsoft не смогли придумать правила, в которых сложное поведение выгодно. Что уж говорить об остальных. Что ни турнир — а все побеждает одна и та же тактика: "чем проще – тем лучше"!   Кто победил в "Террариуме"? Наши соотечественники. А что они сделали? Вот полный перечень тех правил, по которым жило самое жизнеспособное виртуальное травоядное турнира.

Если видишь хищника, убегай в сторону от него. Если видишь животное своего вида, быстро бегущее в какую-то сторону, беги туда же. Если вокруг только чужие, быстро-быстро ешь всю траву, чтобы другим поменьше досталось. Если не видишь чужих, ешь её ровно столько, сколько надо. Наконец, если ни травы, ни хищников не видишь, иди куда глаза глядят. Ну как, интеллектуально? Нет, зато эффективно.

Никакая другая тактика даже близко не могла сравниться с этой по своей эффективности. Это, разумеется, проблема правил игры. Но именно с ней и сталкиваются все подобные турниры. Чтобы поощрять сложное поведение, нужен сложный мир, а на компьютере такой смоделировать очень непросто.

Да здравствует король!

Неужели я писал это к тому, чтобы убедить всех, что ИИ не будет создан никогда? Нет. Я верю в то, что мы увидим его совсем скоро. Только создан он будет не в университетах, и не в лабораториях крупных корпораций. Его создадут "на коленке", в свободное от работы время. Но лишь тогда, когда мы все хорошо подумаем, и поймём: а зачем нам это? Что мы от него хотим? Каков настоящий критерий успеха? Где же задача? Когда перестанем давать шарлатанам водить нас за нос и кружить головы обещаниями. Тогда всё у нас получится.

zwerge1.gif (12886 bytes)

Арбузные новости...
- выложил статьи Удивительный треугольник великого француза и Арбуз у зубра (рассказ об этом сайте)
- народ все еще валит на этот Угадыватель мыслей (во Всячине) - и все возмущаются шутливой фразой "Даже опытные головоломщики не знают, как это работает", получаю саркастические письма, да и записи в Гостевой..
- записался к "ежам"   (Содружество онлайн-периодических изданий), оказывается, что создатель ежевых рукавиц Александр Милюков заочно знаком по статьям в Домашнем компьютере. Впервые дам анонс  этого ломтика в Еже-правде, pravda.gif (2293 bytes), посмотрим, что и как... Насколько эти ломтики попадают под понятие "периодические издания"?
- пытаюсь зарегистрировать Арбуз на WEB-признание, когда поставлю кнопочку, прошу всех голосовать за нас... (ох, гордыня...)
- Наблюдатель зарегистрировал Арбуз в Индексе цитирования на Яндексе, показывает всего 10, так как ссылки с Форумов, чатов, конференций не учитываются. Покажу значок на главной тоже. Яндекс цитирования

 

Один популярный занудный :) ЖЖ-ист показал всем, что именно он ищет чаще всего:
yandex1.gif (9460 bytes)

zwerge1.gif (12886 bytes)

В одном из фильмов вновь назначенный на судно механик опустился в машинное отделение и сказал: "Ну, здравствуй, мотор". Я тоже где-то писал, что альпинист шепчется со скалами, рыбак с морем. А надо и с компьютером. Сам был свидетелем того, как сервер грохнулся на следующий день после увольнения админа. Поэтому -  прошу - статья Живые компьютеры с мультика-ру, и вообще, стоит "полазить" по этому сайту.

Большинство уверены или хотя бы молчаливо согласятся, что у любого живого существа есть биополе (аура и т.д.). Но вот мало кто знает, что у этой ауры есть техническая составляющая. Именно эта составляющая определяет уровень наших отношений с техникой. Или говоря современным языком: с высокотехнологичными устройствами ...

Причем начиная с какого-то уровня этой ауры меняется и сам механизм общения с механизмами. Возьмем к примеру компьютеры. Сначала отношения находились на уровне "Ой. А ты кто?". Затем они плавно переросли в "А вот как это?". Наконец переходят на уровень "Сделай вот это" и здесь большинство останавливается. Для них компьютер - просто набор железок и какой-то субстанции под названием "математическое обеспечение" или "софт". Все дипломатично забывают о скорости вычислений, которые достигли современные компьютеры и уровне связи их между собой. Человеческий мозг по сравнинию со ними всеми - счеты супротив инженерного калькулятора ...

И мало кто догадывается, что есть следующий уровень: "Ты мне - я тебе". Он подразумевает уже некоторое взаимодействие человека и компьютера. Покажу на простом примере. Большинству из вас известен "эффект присутствия". Ваш компьютер упирается и не хочет сохранять файл на диск, ругаясь на все что угодно - от погоды до противостояния звезд. Вы звоните администратору сети и жалуетесь на проблему. Он подходит и просит повторить все те операции, которые приводили к ошибке. И о чудо, все проходит как по маслу. Не стоит обвинять сетевика в том, что он "что-то подправил". Ему это делать незачем - компьютер чуствует, кто главней и просто подчиняется. Через некоторое время заряд "послушания" проходит и все начинается заново. Есть и обратные примеры: когда кто-нибудь подходит к прекрасно работающему компьютеру и тот на ровном месте виснет или начинает "капризничать". Человек отходит и волшебным образом ситуация исправляется ...

Вы улыбаетесь? А зря. Через мои руки прошло множество компьютеров. И у большинства из них четко читалась своя аура. Некоторые были добрыми и покладистыми, позволяя делать с собой все что угодно. Были и угрюмые молчуны, которые из вредности легко могли сделать какую-нибудь гадость. С некоторыми найти общий язык было легко - они с неким удовольствием шли на контакт и сразу же раскрывали свои возможности во всем великолепии. Некоторые сразу же уходили в глубокую оборону: "виндовз запущу, ворд пусть крутится, а вот фотошопу нечего делать тут". Вы скажете: "Ну вообще-то, надо было поменять модули памяти, проверить разъемы или покачать платы в слотах". Да, многие случаи вылечивались именно так. Но у любого хорошего системного администратора есть в практике "упрямцы", с которыми не могли совладать никакие средства. Обычно все заканчивалось разбором на запчасти. Или "раскидыванием" компьютера по другим. А ведь можно было просто почуствовать в чем проблема ...

У любого хорошего системного администратора, как у дрессировщика, со временем развивается "чутье" или "сила". Ну или еще как. Пусть даже он этого не осознает. Он чуствует "ауру" и ведет себя согласно ей ... И так же у него развивается способность "укрощать" "дикие" компьютеры. Он просто отдает им частичку своей ауры и он перестает капризничать. Но тут я сужу только по своим ощущениям. Я поступаю именно так.

Когда я вхожу в чужую серверную, я физически ощущаю, как меня рассматривают серверы и маршрутизаторы. Эти зубры одинаково легко переваривают дикие потоки информации и неопытных админов. Они знают, что они сильные и пытаются рассмотреть подобную силу во мне. Если посещения короткие, то диалог происходит на уровне "привет, ты нас не трогай и мы тебя не тронем". Если посещения длительные, то обычно уходит в две колеи: "погляди, чего у меня стоит, как считаешь, достаточно?" или "а ты кто такой, опять поди в потроха грязными руками будешь лазить ....". Мне обычно удается вести разговор в первом ключе. К примеру, самая дружелюбная серверная площадка в комбеллге - там серверы все дружелюбно подмигивали лампочками раид массивов и по требованию легко выкатывались на салазках, не переставая коситься на стоящие рядом заносчивые cisco. А самая угрюмая серверная площадка - в макомнете. Низкий потолок, струящиеся по стоякам потоки кабелей, настороженно глядящие в спину лампы траилблазеров и тихо гудящие сервера. Там было грустно и холодно ...

Самая необычная площадка - это внутреняя ростелекомовская. С таким отношением я встречался впервые. Если перевести на обычные реалии, то очень похоже на стайку щенков без хозяина. Впервые мы почуствовали друг друга, когда я обходил кроссовые комнаты. Уже там я почуствовал, как cajun'ы держались в стойках только из врожденного пофигизма. Когда я вошел в серверную, меня окатило потоком легкой надежды "может, ты?" ... С тех пор с одной из серверных я веду безмолвный диалог ... Они мне рассказывают о своих горестях, а я перефразировав его, передаю местным админам. Как-то через меня одному из серверов вылечили мелкую болячку - заменили один из вентиляторов. Местные админы долго удивлялись, как это я выделил именно этот сервер из ряда других? Ведь у меня нет доступа к нему и на сервере не стоит никаких плат мониторинга. А я просто почуствовал это. Теперь при каждом посещении серверной этот сервер приветствует меня "бегущим огоньком" в дисковом массиве. Как? Захожу я, гляжу на него (светодиоды активности дисков перемигиваются), затем через буквально секунду надолго загорается светодиод первого диска, затем второго и так далее. "Ха, ну сбрасывание буферов какое-нить" - скажете вы. Может быть. Но почему они сбрасываются, когда я вхожу? Если глядеть дальше, ничего подобного вы не заметите ни через час, ни через два ... И я могу рассказывать подобные случаи часами ... практика у меня большая.

"Как же ему, болезному, переклинило мозги-то ..." - я угадал ваши мысли? ;-) Да, вы правы, мне переклинило мозги и я научился общаться с компьютерами, а не отдавать им приказы. Мой рабочий ноутбук после недели знакомства со мной самостоятельно "отстрелил" клиента System Management Server и не давал админам поднять его вновь. WinAMP и XMMS подбирают мне ту музыку, которая способствует моему настроению, ICQ, даже если она в Online, часто не мигает в трее, если я занят. Вдохнув частичку своей души в устанавливаемый два года сервер, я сегодня наблюдаю за его резвым бегом и как он шутя разбираясь с сетевыми проблемами, сочуствует рядом стоящему серверу, которого виндузовый админ мучает перезагрузками ... Мне улыбаются серверы, со мной здороваются коммутаторы, я обнимаюсь с сетью. Я - один из них. Ну и что с того, что я не питаюсь электричеством и хожу на двух ногах? ...
И все это серьзней некуда. ping?

zwerge1.gif (12886 bytes)

Хорошие ссылочки:

Академия виртуального общения Красные глаза - прикольно!
Есть сайт Психология Интернета с отличной подборкой статей об интернет-зависимости и об общении в Сети, рекомендую.
Здесь есть самые интересные статьи из Кванта, постараюсь выложить их и на Арбузе
А здесь победитель итальянского фестиваля флэш-анимации
И лимерики... И там же, на Брамс-ру, есть игра по отгалыванию числа, она слишком простенькая. Вот если бы кто-нибудь переделал бы ее, чтобы мы называли 2 числа, а скрипт сообщал, где задуманное число - больше большего, меньше меньшего или между ними - тут есть над чем подумать...
Интервью с Максимом Мошковым
Если проблемы со здоровьем (стучу по монитору...), заходите на ташкентский медицинский Форум и спрашивайте, ответят специалисты. Это не PR - просто друзья.
А еще для друзей я сделал http://www.show-aladdin.narod.ru   - гляньте оформление...

Популярнейшему Материнству.ру исполняется 4 года. Поздравляем родственничка -

39433515_2.gif (6646 bytes)

39433515_3.gif (13404 bytes)

их форум, также, как и Арбузный, создал и администрирует Наблюдатель.

zwerge1.gif (12886 bytes)

Арбуз уделял мало места общественному транспорту, сейчас компенсирую с помощью Истории от Урода.

FAQ по общественному транспорту

1.Зачем y каждой двеpи каждого вагона метpа по бокам такие поpyчни? Чтобы было yдобнее лёжа заползать?
Пpи "потеpе yпpавления" (когда не pаботает электpическая схема пyска вагонов) пассажиpы, взявшись с платфоpмы за эти поpyчни, должны толкать поезд, пока он не набеpёт необходимyю скоpость для запyска pезеpвных двигателей внyтpеннего сгоpания. Hа жаpгоне автомобилистов это называется "с толкача". Любишь кататься, люби и саночки возить (каpоший pyсский поговоpка).

2.Пpи смене машинистов на станции видел y одно из них железнyю палочкy с pаздвоенным концом. Что это?
Это - камеpтон, пpи помощи котоpого машинист, сдавший состав сменщикy, свеpяет звyк колёсных паp с эталонным звyчанием. Часто машинисты использyют этот камеpтон (именyемый также pевеpсивкой) для снятия с yшей лапши, навешанной начальством.

3.Слышал что-то о скоpостных эскалатоpах. Это пpавда?
Скоpостные эскалатоpы испытываются на ст."Баppикадная". Они pаботают паpаллельно с обычными. Когда пассажиp заходит на такyю чyдо-лестницy, она начинает движение, постепенно pазгоняясь до десятикpатной скоpости эскалатоpа. Пока ещё не всё ладится с плавным тоpможением, поэтомy pекомендyется иметь пpи себе каскy или шлем.

4.Слyчайно наблюдал за сменой машинистов на "Рязанском Пpоспекте". Видел в кабине какое-то не то колесо, не то штypвал...
Это действительно штypвал. Пpавда, фyнкциональной нагpyзки он не несёт. Пеpвые вагоны метpополитена пpоектиpовали на закpытом КБ, котоpое занималось подводными лодками. Они и поставили этот стилизованный штypвал в кабинy. За него на кpyтых повоpотах деpжится помощник машиниста. Hа вагонах 81-717 штypвала yже нет, эти вагоны пpоектиpовало КБ беспилотных летательных аппаpатов.

5.Видел на станциях бочки сеpого цвета. Что это?
Сначала пpедполагалось пpодавать в pозлив квас и пиво, затем pешено было, что это бyдет индивидyальный бyнкеp дежypного пеpсонала по сигналy "Общая тpевога". Сейчас остановились на компpомиссе: летом- квас, зимой- бyнкеp.

6.Внимательно изyчил схемy вагона из pаздела "техника". Почемy нет USB-поpта?
Спецификация USB пpедyсматpивает подключение 127 yстpойств. Вы можете себе пpедставить 127 последовательно сцепленных вагонов? Я тоже нет.

7.Hа всех станциях на стенах есть двеpцы, на котоpых написано "ПК". Я дyмала, там пеpсональный компьютеp, а там какой-то шланг...
Hа самом деле Вы недалеки. От истины.То, что вы пpиняли за шланг, является интеpфейсом для подключения ПК к сети MetroNet. Так что, если y Вас с собой Notebook или Pilot, подключайтесь и скачивайте свежие новости. Только не забyдте откpыть вентиль и отpегyлиpовать напоp инфоpмации.

8.Как стать машинистом?
Очень пpосто! Светлая pyбашка и тёмные бpюки найдyтся y каждого. Галстyк, если не охота тpатиться, можно пpосто пpотpафаpетить чёpной нитpой на pyбашке. С фypажкой- сложнее, но если нет сколько-нибyдь похожего головного yбоpа, подойдёт любой- главное, чтобы был. Hа метpополитене использyется железнодоpожная символика и атpибyтика (видно, фантазии не хватило). Погоны можно сделать из сеpого каpтона, обшив жёлтой тисьмой. Добавить звёзд по вкyсy. Следите за тем, чтобы их количество было пpимеpно pавным на левом и пpавом погонах. Эмблема "птичка" похожа на CD с кpылышками, немного pазвёpнyтый в гоpизонтальной плоскости. Ёе мы тоже сделаем из каpтона и покpасим сеpебpянкой. Осталось пpиметать всё это хозяйство нитками или посадить на "Момент". Готово. Подойдите к зеpкалy. Вот вы и машинист!

9.Жаль выбpасывать использованные магнитные каpты. Может, пpигодятся?
Конечно! Две магнитных каpты, пpиложенные к вискам, могyт легко излечить от мигpени и склеpоза.

10.Слышал,что на некотоpых станциях есть медпyнкты. Это пpавда?
Да, а также бyфеты, клозеты, бюpо pитyальных yслyг, отделы ЗАГС, теннисные коpты и откpытый бассейн, пеpенесённый с Кpопоткинской.

11.Метpо pаботает с 6 yтpа до часy ночи?
Метpо, господа, pаботает КРУГЛОСУТОЧHО. Пpосто не всех в него кpyглосyточно пyскают.

12.Часто поезда останавливаются в тоннеле. С чем это связано?
Windows95, под котоpой pаботают наши поезда, частенько "виснет" и тогда поезд останавливается (машинисты говоpят "поезд завис"). Чтобы пеpезагpyзить Windows, тpебyется некотоpое вpемя. Hо, бывает, пpиходится пpодолжать pаботy в pежиме Safe Mode.

13.Кyда yезжает поезд, из котоpого высадили пассажиpов?
К сожалению, наш тип вагонов не обоpyдован автоматической подкачкой колёс, как y гpyзовых автомобилей, поэтомy машинистам пpиходится накачивать их вpyчнyю. Hа ходy это делать неyдобно и составы снимают с линии. Пpавда-ли, что машинистам запpещается пpоезжать в кабине? Чистая пpавда. В кабине находится гологpамма, а сам машинист yпpавляет поездом из отсека за кабиной.

14.Ходят слyхи о пpизpаке на "Кольцевой"...
Это пpоисходит каждyю ночь сpазy же после того, как стpелки электpонных часов на станциях метpополитена сойдyтся на 12и (или часy ночи по летнемy вpемени). В поезде, котоpый в это вpемя следyет по пеpегонy Киевская-Кpаснопpесненская, появляется пpизpак машиниста. В лохмотьях, с седой боpодой, pазвевающейся на ветpy, со знаками отличия машиниста пеpвого класса, он плывёт чеpез все вагоны, пытаясь заглянyть в глаза pедким пассажиpам и боpмоча загpобным голосом: "Подайте на пpопитание!".Hи в коем слyчае не смотpите емy в глаза! А yж если посмотpели, быстpо тpи pаза пеpекpеститесь и скажите: "Hачальник метpополитена подаст!" Тогда пpизpак со стоном исчезнет

zwerge1.gif (12886 bytes)

Наконец-то начинают появляться приличные научно-популярные ресурсы http://www.inauka.ru , в том числе и по антропогенезу. С одной статьей от него непременно хочется всех познакомить. Тем более, что перекликается с главной страницей Арбуза 8=)

ПОЧЕМУ ПОГИБЛО ПЕРВОЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВО

Первый геноцид на Земле произошел 30 000 лет назад

Эльмар Гусейнов, Париж

30 тыс. лет назад на нашей планете про22213.jpg (10077 bytes)изошла глобальная катастрофа. Погибло целое человечество. Его погубил не огромный метеорит, не оледенение, не болезни и не дикие звери. Его истребили мы, люди. Отсчет явлений, которые мы сегодня именуем словом геноцид, начался именно 30 тыс. лет назад. Тогда гомо сапиенс столкнулся с совершенно самостоятельным, особым и отличным от нас биологически типом людей, и уничтожил его, чтобы освободить себе место на планете.

Палеонтология, наука о древних существах, населявших когда-то землю, всегда была занятием мирным, академическим. Но сегодня в ней бушуют поистине шекспировские страсти. Насмерть бьются две группы исследователей. Они никак не могут вписать в наше прошлое, в прошлое Земли, странных существ, населявших ее на протяжении полумиллиона лет и исчезнувших практически без следа.

Этих людей принято называть неандертальцами. В течение сотен тысяч лет они населяли Европу, здесь они сформировались, здесь была их родина, которую они покидали очень неохотно. В их облике имелись черты, которые мы и сегодня по привычке относим к примитивным: вдавленный назад подбородок и большие надбровные дуги, очень массивные челюсти. Но голова их была больше, чем у нас, ибо вмещала значительно более крупный мозг. Зачем он был им нужен, такой мощный мыслительный аппарат, мы не знаем и сегодня.

Средний рост мужчин составлял 1.65 м, женщины были на 10 сантиметров ниже. Но при этом неандертальцы были настоящие крепыши. Мужчины весили около 90 кг, это был настоящий сгусток мышц. Руки и ноги их были несколько по-иному устроены: более короткими были у них предплечья и голени. Самой необычной деталью их внешности был нос: широкий и одновременно с горбинкой, при этом вздернутый вверх. С таким носом неандерталец мог смело вдыхать самый холодный воздух, не боясь простуды. Его лицо должно было производить гордое и устрашающее впечатление.

Все, что мы знаем, свидетельствует о том, что неандертальцы были людьми, человечеством в полном смысле этого слова, создавшим собственную культуру, радикально отличавшую их от мира других гоминидов и от мира животных. Они знали огонь, выделывали каменные орудия. Причем их техника обработки камня не походила на ту, которую использовали наши предки, представители рода гомо сапиенс. Значит, мы и они черпали свои навыки и знания из разных источников. Путешествуя по миру, проникая иногда из Европы на Ближний Восток, в Палестину, неандертальцы не изготавливали орудия на месте, а за сотни километров несли с собой камни, обработанные какими-то мастерами на их далекой родине.

40 тыс. лет назад неандертальцы начали хоронить своих мертвых. Никакие предшественники или родичи человека не делали этого — только мы и неандертальцы. В это же время у них появились примитивные украшения: подвески из зубов животных. В истории земли только люди и неандертальцы знали, что такое украшения.

Им не чужды были альтруизм, уважение к старшим. Среди останков неандертальцев был найден скелет мужчины в возрасте 50 лет, по тогдашним меркам это был глубокий старик. У него не было ни одного зуба. Питаться он мог только в том случае, если кто-то из близких пережевывал за него еду и таким образом кормил пользовавшегося уважением и заботой члена племени.

Неизвестно, умели ли они говорить. Строение их неба таково, что вполне могло позволить неандертальцам владеть речью.

Они были прирожденными охотниками и охотились группами, сообща. Диета их была довольно однообразна. Видимо, они собирали коренья и плоды. Но в основном питались мясом. На стоянках неандертальцев находят главным образом тщательно раздробленные и обглоданные кости разной дичи. А еще — точно так же «обработанные» кости кроманьонцев, то есть предков современных людей. А на стоянках кроманьонцев находили точно так же обглоданные кости неандертальцев.

Неандертальцы и люди стали охотиться друг на друга и пожирать тела побежденных врагов примерно 40 тыс. лет назад. Тогда первые представители нашей расы появились в Европе, вотчине неандертальцев. 10 тыс. лет длилось сосуществование на одной территории двух видов людей. Еще примерно 30 тыс. лет назад последние представители этого племени ютились на самом юге Испании, в районе Гибралтара, в Пиренеях, и горах Далмации. Потом неандертальцы исчезли без следа. А мы остались.

В течение многих десятилетий с 1856 года, когда в долине Неандерталь в Германии были впервые найдены останки этих существ, ученые довольно спокойно объясняли факт этого исчезновения. В полном соответствии с догмами дарвинизма неандертальцы были объявлены ближайшими родичами и предшественниками человека. В школьных учебниках и в музейных экспозициях, в веренице гоминидов, победно шествовавших от обезьяны к человеку, волосатого массивного неандертальца с его вдавленной челюстью и с тяжелым копьем на плече изображали сразу за нами, современными людьми. Считалось, что неандертальцы на каком-то этапе плавно превратились в современных людей, а те, кто не превратились, так же плавно исчезли в результате естественного отбора и конкуренции между более совершенным и примитивным видами.

В среде "политкорректных" исследователей уже в наши дни возникло предположение, что неандертальцы были просто поглощены предками современных людей. Эти гипотезы были основаны на находках черепов детей неандертальцев, в которых можно заметить некоторые черты современных людей. Самым ревностным защитником подобной точки зрения является португальский исследователь Жоао Зилао, обнаруживший такие черепа в пещере Лагар Вельо в Португалии. Подобные же странные черепа были найдены в гроте Сент-Сезар во Франции, в Хорватии, на Ближнем Востоке.

Бомба взорвалась после того, как в 1997 году исследователи из мюнхенского университета проанализировали АДН останков самого первого неандертальца, найденных еще в 1856 году. Возраст находки составляет 50 тысяч лет. Изучение 328 выявленных нуклеотидных цепочек привели палеонтолога Сванте Паабо к сенсационному выводу: различия в генах между неандертальцами и современным человеком слишком велики, чтобы считать их родственниками. Эти данные были в 1999 году подкреплены аналогичными исследованиями останков, найденных на Кавказе, в Грузии. Новая сенсация пришла из университета в Цюрихе. Там испанка Марисия Понсе де Леон и швейцарец Кристоф Цолликофер сравнили черепа двухлетнего неандертальца и соответствующего по возрасту маленького кроманьонца, то есть современного человека. Вывод был однозначен: черепные кости детей двух видов формировались совершенно по-разному, что свидетельствует о принципиальном различии в генофонде обоих рас.

На основании этих данных ряд исследователей в США и Европе пришли к выводу о том, что неандертальцы не были ни предками, ни родственниками современного человека. Это были два различных биологических вида, произошедших от разных ветвей древних гоминидов. Согласно видовым законам, они не могли смешиваться и давать общее потомство. Неандертальцы, следовательно, представляли собой особый вид разумных существ, порожденный ходом эволюции жизни на Земле. Они были особым человечеством, самостоятельно выстроившим свою культуру и уничтоженным нашими предками в борьбе за место под солнцем.

Те, кто пришел к подобным выводам, нашли объяснение и "взрыву" в цивилизации неандертальцев, произошедшему в тот момент, когда они столкнулись с предками современных людей. И обычай хоронить мертвых, и обладание украшениями является не более чем заимствованиями у более развитой культуры наших предшественников-кроманьонцев.

Для сторонников "политкорректной" традиции это был шок. Вместо светлого и ровного дарвиновского пути человечества от обезьяны к человеку, к высотам современной цивилизации, предстала другая картина. Эволюция оказалась способной породить несколько разных человечеств, дарвиновская биологическая прямолинейность оказалась разбитой. Венец творения, гомо сапиенс, овладел планетой не в результате мирного поглощения менее развитых младших братьев, а лишь путем агрессии и войны, через уничтожение другого, тоже культурного народа.
Мне удалось встретиться и побеседовать об этой проблеме с одним из сторонников нового подхода в изучении неандертальцев. Жан-Жак Юблен является профессором университета в Бордо и ведущим исследователем в парижском институте Сьянс По, автором известных книг о происхождении человека.

- Почему идея существования на Земле другого человечества оказалась столь шокирующей для многих ученых?

- В течение многих лет предполагалось, что Человек с большой буквы является синонимом понятия культуры. Это была идеальная схема. Но вот в результате раскопок выяснилось, что неандертальцы были вовсе не примитивными полулюдьми-полузверями. Они обладали своей собственной культурой. И в тот же момент различные исследователи начали стараться всеми правдами и неправдами включить неандертальцев в семью гомо сапиенс, всеми силами показать, что это просто разновидность современного человека. Для меня это свидетельствует о живучести концепции, созданной еще в 30-х годах прошлого века палеонтологом и иезуитом Пьером Тейяр де Шарденом, который полагал, что наше человечество было единственным и неповторимым, вершиной эволюции.

- Что мешает принять идею о существовании другого человечества со своей, отличной от нашей, культурой? Почему идею о существовании "второго человечества" иногда называют палеорасистской?

- Со времен Второй мировой войны антропологи бьются за то, чтобы доказать, что все люди, в том числе и неандертальцы одинаковые. Такое впечатление, что они стараются искупить грехи тех ученых, учение которых о существовании разных рас было использовано нацистской идеологией. Та же логика, да еще уродливый постколониальный синдром, заставляют некоторых специалистов отрицать наличие каннибализма у неандертальцев и у наших предков, кроманьонцев. Такой вот своеобразный миф о добром дикаре. Идея того, что в процессе эволюции один вид, более развитый, уничтожил другой, чтобы овладеть Землей, кажется таким ученым возрождением расистских концепций.

Сегодня утверждения о том, что культура неандертальцев отличалась от культуры наших предков, была более примитивной, что они заимствовали у кроманьонцев многие технические достижения и навыки, является настоящим табу для антропологов. Это все равно, что открыто признать их недоразвитыми существами. Но хотим мы этого или нет, неандертальцы были другими и использовали технику обработки камня совершенно отличавшуюся от принятой у кроманьонцев.

Некоторые историки даже уверяют, что неандертальцы самостоятельно создали культуру, аналогичную кроманьонской. И сделали это либо незадолго до прихода наших предков в Европу, либо сразу после вторжения. Между тем в течение 400 тыс. лет оба вида людей развивались совершенно самостоятельно. В течение этого времени неандертальцы создали собственную культуру, которую мы называем мустьерской, и при этом, например, не знали, что такое украшения. Но сразу же после прихода кроманьонцев неандертальцы вдруг начинают пользоваться ожерельями из звериных зубов, подвесками, гравированными предметами. В точности такими же, какими пользовались кроманьонцы. Самое разумно и естественное объяснению этого – заимствование.

- Как вы думаете — наши предки действительно просто истребили неандертальцев?

- Полагаю, все было несколько сложнее. Данные археологии показывают, что кроманьонцы и неандертальцы в течение долгого времени жили в Европе рядом. Просто каждая группа занимала свою охотничью территорию и не переходила чужой границы. Но люди умели питаться не только мясом и потому эффективнее использовали свои угодья. А вот охотники-неандертальцы, мужчины, в поисках дичи вынуждены были далеко уходить от стоянок. Когда они возвращались, то находили свои стойбища разоренными и занятыми пришельцами.

- Что могло помочь нашим предкам в борьбе с более сильными и почти такими же умными соперниками?

- Скорее всего, люди имели преимущество в коммуникации. Они могли договариваться между собой, координировать действия отдельных групп против общего врага. Неандертальцы жили более замкнуто и, судя по всему, неохотно вступали в контакт с себе подобными.

- Вы считаете, что наша культура ничего не получила от неандертальцев?

- В материальном плане - практически ничего, что оставило бы следы. Но кто знает, если они могли говорить, что рассказывали неандертальцы, пленники или гости, у костров своим более удачливым соперникам? И что от этого осталось в верованиях или мифах нынешних народов Земли?

 zwerge1.gif (12886 bytes)

Устали от умных мыслей? Поиграйте с кубиком Рубика..(отсюда позаимствован) Подвигайте мышкой по апплету, и Вы разберетесь, как сдвигать сегменты кубика и его поворачивать. Нажмите "S", чтобы смешать кубик и "R", чтобы восстановить. Учтите, что средние сегменты кубика не вращаются. Также учтите, что апплеты не "понимают" русского языка ("Ru") и клавиши "S" и "R" надо нажимать, когда компьютер находиться в "En"

И там же рядом есть отличная игрушка - щелкая по белым полям вы должны соединить левую и правую стороны квадрата красной линией, а апплет будет соединять верх и низ... вы первым ходите. Как, удалось хоть раз выиграть? Кто там не оценивал ИИ? Кстати, если бы вы писали эту программу - как бы вы проверяли соединенность сторон? Игрушка описана у Гарднера, причем, он предлагает для большего эффекта перенести ее на шестиугольное поле. Кто возмется?

zwerge1.gif (12886 bytes)

Наигрались? еще одна цитата про циклы у цикад отсюда Это отличная книжка (Саймон СИНГХ. Великая теорема Ферма) по занимательной математике, очень рекомендую ее прочесть, давно мечтаю выложить ее на Арбузе.

Простые числа встречаются и в мире живой природы. У периодических цикад, известных как Magicicada septendecim, самый длинный жизненный цикл из всех насекомых. Их жизнь начинается под землей, где личинки терпеливо сосут соки из корней деревьев. И лишь через 17 лет ожидания взрослые цикады появляются из-под земли, собираются в огромные рои и на какое-то время заполоняют все вокруг. За несколько недель они спариваются, откладывают яйца, а затем умирают.

Вопрос, который не давал биологам покоя, — почему жизненный цикл у цикад такой длинный? Имеет ли какое-нибудь значение для жизненного цикла то, что продолжительность его выражается простым числом лет? Другой вид — Magicicada tredecim — роится через каждые 13 лет. Это наводит на мысль, что продолжительность жизненного цикла, выражающаяся простым числом лет, дает виду определенные эволюционные преимущества.

Согласно одной теории, у цикады имеется паразит, также обладающий длинным жизненным циклом. Цикада, естественно, стремится избавиться от паразита. Если паразит обладает жизненным циклом продолжительностью, скажем 2 года, то цикада стремится избежать жизненного цикла, продолжительность которого в годах делится на 2, так как в противном случае цикада, появляясь из-под земли, и паразит регулярно встречались бы. Аналогично, если бы паразит обладал жизненным циклом продолжительностью 3 года, то цикада стремилась бы избегать жизненных циклов, продолжительность которых в годах выражалась числом, кратным 3. Следовательно, чтобы избежать совпадений с паразитом, лучшей стратегией для цикады было бы иметь жизненный цикл, длящийся простое число лет. Так как ни одно целое число (кроме 1 и 17) не делит число 17, Magicicada septendecim очень редко встречается со своим паразитом. Если продолжительность жизненного цикла паразита составляет 2 года, то цикада встречается с ним только раз в 34 года, а если продолжительность жизненного цикла паразита больше, например, составляет 16 лет, то его встреча с цикадой происходит лишь раз в 272 (= 16 · 17) года.

«Реванш» для паразита возможен только в двух случаях: при его годичном жизненном цикле и при жизненном цикле продолжительностью 17 лет. Маловероятно, однако, что паразит выживет на протяжении 17 своих поколений подряд, так как первым 16 поколениям будет не на ком паразитировать. С другой стороны, чтобы достичь 17-летней продолжительности жизненного цикла, поколениям паразита необходимо пройти в своей эволюции 16-летний жизненный цикл. Это означало бы, что на каком-то этапе эволюции паразит и цикада не встречались бы на протяжении 272 лет! И в том, и в другом случае большой жизненный цикл продолжительностью в простое число лет способствуют выживанию цикады.

Возможно, именно этим и объясняется, что пресловутый паразит так никогда и не был найден! В гонке на выживание с цикадой паразит, по-видимому, постоянно увеличивал продолжительность своего жизненного цикла до тех пор, пока не наткнулся на 16-летний барьер. После этого паразит на протяжении 272 лет не мог встретиться со своей жертвой и за это время вымер. В результате появилась цикада с жизненным циклом длиной 17 лет. Необходимость в более продолжительном жизненном цикле для цикады отпала, поскольку паразит более не существовал.

А если дать поиск "циклы у цикад", то вывалится огромное количество адресов - пару лет назад это сообщение о циклах прошло как новость от науки по всем новостным и биологическим ресурсам...

zwerge1.gif (12886 bytes)

Из множества чудес, которые вам попадутся на http://www.programming.de, обратите внимание на калейдоскоп - приятная штучка...
kaleidoskope.gif (12952 bytes)

  Вот и все...  приехали...


Автор about me
Design by dady_MYKC
)c( 2000-2017
Kопирайта нет, копируйте на здоровье :)

100012 лет в Интернете


.