Ностальгия
по арифметике
Существует три типа
людей: те, которые умеют считать и те, которые не
умеют.
Если бы опыт хоть
капельку применялся, его бы не передавали из
поколения в поколение.
Первый год века пусть
надуманный, но все же рубеж, лишний раз
предлагающий оглянуться на недавнее время. Ефим
Шифрин, отвечая на вопрос, почему перестали
пародировать Ленина и Брежнева, ответил, что
время прошло, и для нынешней молодежи это такие
же отвлеченные знаки как Батый. Такими же
«ископаемыми знаками» стали телевизор с водяной
линзой, узкоколейный трамвай с тамбурами и
деревянными сидениями, а также примус с
керогазом. Никто из детей не поверит, что можно
было удивляться переносным радиоприемникам
(помните - трапециевидная закругленная Спидола?)
и шариковым ручкам, а появившийся 408й Москвич
казался революцией в автомобилестроении.
Однако, помня, что чем шире
угол зрения, тем он тупее, начинаем его сужать.
Год моего поступления в школу был последним
годом формы, державшейся с гимназических времен -
гимнастерка с медными пуговицами, широкий ремень
с пряжкой, форменная фуражка - в общем, Кондуит и
Швамбрания. Прописи были каллиграфическими - с
завитушками, жирными и волосяными линиями - тоже
доживали последние годы вместе с перьевыми
ручками и чернильницами.
А еще (подбираемся к главному)
у нас была арифметика. То есть задачи решались не
составлением уравнения с неизвестными, а
поэтапно, арифметическими методами, отвечая на
свои же сформулированные вопросы. Решения задач
были неочевидными, эвристическими, каждый раз
надо было проявлять изобретательность.
Последующее изучение алгебры начисто
перечеркнуло «арифметическое» мышление, я вижу,
что потерял его (поэтому и отец не мог мне помочь
по арифметике - все время пытался решать
составлением уравнения). Через пару лет после
моих мучений и саму арифметику отменили, сразу с
первого класса вводили «икс» и от него плясали.
Теперь, спустя почти сорок лет, мне почему-то
стало жалко арифметику (старый стал…, кстати -
красивое написание букв тоже жалко - корявым
почерком высокую мысль не напишешь), она была
трогательно красивой, более индивидуальной,
более человеческой. С иксом-игреком конечно
быстрее, но, как-то сухо, без души. Как кубики
бульонные - быстро-питательно, но домашний борщ
вкуснее и милее.
Приглашаю совершить прогулку
в прекрасную забытую страну Арифметику. Уверен,
что многие даже знают, с чего мы начнем - с беседы
бессмертных чеховских персонажей: отставного
губернского секретаря Удодова, его сына Пети и
горе-репетитора Егора Зиберова, ученика VII класса
гимназии: Теперь по арифметике... Берите доску.
Какая следующая задача? Петя плюет на доску и
стирает рукавом. Учитель берет задачник и
диктует: - “Купец купил 138 арш. черного и синего
сукна за 540 руб. Спрашивается, сколько аршин купил
он того и другого, если синее стоило 5 руб. за
аршин, а черное 3 руб.?” Повторите задачу. Петя
повторяет задачу и тотчас же, ни слова не говоря,
начинает делить 540 на 138. - Для чего же вы это
делите? Постойте! Впрочем, так... продолжайте.
Остаток получается? Здесь не может быть остатка.
Дайте-ка я разделю! Зиберов делит, получает 3 с
остатком и быстро стирает. “Странно... - думает он,
ероша волосы и краснея. - Как же она решается? Гм!..
Это задача на неопределенные уравнения, а вовсе
не арифметическая...” Учитель глядит в ответы и
видит 75 и 63. “Гм!.. странно... Сложить 5 и 3, а потом
делить 540 на 8? Так, что ли? Нет, не то”. - Решайте же!
- говорит он Пете. - Ну, чего думаешь? Задача-то
ведь пустяковая! - говорит Удодов Пете. - Экий ты
дурак, братец! Решите уж вы ему, Егор Алексеич.
Егор Алексеич берет в руки грифель и начинает
решать. Он заикается, краснеет, бледнеет. - Это
задача, собственно говоря, алгебраическая, -
говорит он. - Ее с иксом и игреком решить можно.
Впрочем, можно и так решить. Я, вот, разделил...
понимаете? Теперь, вот, надо вычесть... понимаете?
Или, вот что... Решите мне эту задачу сами к
завтраму... Подумайте... Петя ехидно улыбается.
Удодов тоже улыбается. Оба они понимают
замешательство учителя. Ученик VII класса еще пуще
конфузится, встает и начинает ходить из угла в
угол. - И без алгебры решить можно, - говорит
Удодов, протягивая руку к счетам и вздыхая. - Вот
извольте видеть... Он щелкает на счетах, и у него
получается 75 и 63, что и нужно было. — Вот-с...
по-нашему, по-неученому.
Конец цитаты. Кто-нибудь
сможет решить без икса, на счетах? Ладно, счеты не
найти, на калькуляторе? Печально. Рассмотрим, как
же решал губернский секретарь и двести
шестьдесят поколений гимназистов и октябрят -
первый учебник «Арифметика Магницкого» вышел в
1703 году. Сначала узнаем, сколько заплатил бы
купец, если бы купил все 138 аршин по 5 рублей: 138*5=690.
На сколько это больше, чем он заплатил? 690-540=150. А
так как каждый метр синего сукна на 5-3=2 рубля
дороже черного, то, разделив 150 на эти 2 рубля,
получим 75 метров черного сукна. И соответственно
63 метра синего. Красиво? Да. Очевидно? Нет, если не
знать этот прием, можно долго делить 540 на 138…
Теперь, конечно, наши любимые
полтора землекопа, бассейны с трубами или,
машинистки, печатающие рукопись (ужас - без Word’a и
даже без Лексикона!). Итак, более опытная
машинистка могла бы перепечатать рукопись за два
часа, менее опытная - за три часа. За сколько часов
они перепечатают, работая вместе? Итак, время
пошло - и печати рукописи и вашего решения без
«икса». Один из вариантов решений выглядит так.
За шесть часов первая напечатала бы три
экземпляра рукописи, а вторая два, а вместе пять
экземпляров. Значит, один экземпляр за 6/5 часа или
1 час 12 минут. Еще один, не менее красивый вариант
решения. Первая машинистка работает в полтора
раза быстрее второй, значит и ее доля работы
будет в полтора раза больше, или, первая выполнит
3/5 а вторая 2/5 работы. Но известно, что всю работу
первая делает за 2 часа, значит 3/5 работы она
выполнит за 6/5 часа. И, конечно, самый
классический вариант: принимаем всю работу за
единицу, тогда скорость первой будет 1/2, скорость
второй 1/3, суммарная скорость 1/2+1/3=5/6. Делим работу
на скорость, получаем те же 6/5. Вот так - мы уже три
раза решили, а они еще печатают…
Главное при занятии любимым
предметом - не переборщить. Напоследок предлагаю
читателям проверить, место ли им в третьем классе
дореволюционной гимназии с помощью заковыристой
задачи. Два парома отчаливают одновременно и
встречаются на расстоянии 720 метров от берега.
Прибыв к месту назначения каждый паром стоит 10
минут и отправляется обратно. Паромы вновь
встречаются в 400 метрах от другого берега. Чему
равна ширина реки?
Тот же самый Ефим Шифрин,
цитируемый в начале статьи, на вопрос, почему его
отец не одобрил выбор профессии артиста произнес
страшные слова. Отец, проведший много лет на
каторге, сказал, что надо выбирать специальность,
которая может пригодиться в лагере. То есть, рано
списывать недавнюю историю в архив, пока живы ее
свидетели и участники. (Потом - ладно.) В том числе
и арифметику.
Опубликовано
в Компьютерре №409
О задаче про паромы (решение по
многочисленным просьбам)
В статье «Ностальгия по арифметике» (В
Компьютерре №409) я предложил решить задачу о
паромах: «Два парома отчаливают одновременно и
встречаются на расстоянии 720 ярдов от берега.
Прибыв к месту назначения каждый паром стоит 10
минут и отправляется обратно. Паромы вновь
встречаются в 400 ярдах от другого берега. Чему
равна ширина реки?». После этого получил много
писем, одни авторы доказывали невозможность
решения, другие описывали свои безуспешные
попытки составить системы уравнений, и все
просили решения задачи. Самое печальное, что я
сам ее решить не смог. Задача эта принадлежит
известному выдумщику Сэму Ллойду
(Математическая мозаика. М., Мир, 1980, задача №131),
но решение он приводит запутанное и непонятное.
Эта же задача есть и у Генри Эрнеста Дьюдени
(Кентерберийские головоломки. М., Мир, 1979, задача
№99), не менее известного автора головоломок,
правда у него фигурируют посыльные от мясника к
пекарю и от пекаря к мяснику. В решениях Дьюдени
пишет лишь, что надо сложить сумму расстояний из
задачи с удвоенной их разностью, то есть
720+2*(720-400)=1760 ярдов или одна миля без объяснений. И
только у Мартина Гарднера, мэтра популярной
математики, включившего эту задачу в свою книгу
(Математические головоломки и развлечения, М.,
Мир, 1971, страница 99, эта книга первая в
замечательной серии) мы найдем толковое изящное
решение задачи.
Когда паромы встречаются
первый раз, сумма пройденных ими расстояний
равна ширине реки. Когда каждый из них
причаливает к противоположному берегу, эта сумма
равна удвоенной ширине реки, а когда они
встречаются второй раз, сумма пройденных ими
расстояний в три раза больше ширины реки.
Поскольку оба парома двигаются с постоянной
скоростью в течение одного и того же промежутка
времени, мы можем заключить, что к моменту второй
встречи каждый из них прошел расстояние втрое
больше пройденного к моменту первой встречи.
Поскольку красный паром прошел до первой встречи
720 ярдов, к моменту второй встречи все пройденное
им расстояние равно 720*3=2160 ярдов. Из схемы видно,
что это на 400 ярдов больше ширины реки, поэтому из
2160 надо вычесть 400, получится 1760 ярдов. Это и есть
ширина реки. Время стоянки в решение не входит. К
решению задачи можно подойти и иначе. Пусть
ширина реки х. Вначале отношение расстояний,
пройденных паромами, равно (х-720)/720. Ко второй
встрече оно будет составлять (2х-400)/(х+400). Эти
отношения равны, из них легко находится х.
Вариант решения от
Скляревского Павла:
Второй паром (красный на схеме)
до первой встречи прошел х-720 ярдов, а до второй -
втрое больше. Но ему не хватило 400 ярдов до берега.
Поэтому можно приравнять 3*(х-720) и 2*х-400. Отсюда
х=1760
Не правда ли красиво и
невероятно просто? |