Гвоздик
двадцать первый. Еще чуть-чуть и всем будет
хорошо.
В детстве,
рассматривая объявления об обмене квартир, я
думал - вот скоро все, кто писал объявления
квартиры обменяют и все - не будет больше
объявлений, все будут довольны. Но - объявлений
меньше не становилось...
Просто все привыкли надеяться - еще чуть-чуть и
тогда уже все, все будут довольны. Вот, поставлю
пломбу в зуб - и все, вот запад выделит кредиты,
вот дети закончат учебу, вот... вот уж тогда
заживем! Чуть-чуть осталось... (30.06.2002)
Гвоздик двадцатый. О
наглости.
Года три назад мы с Галиной Ни, главным
редактором живого тогда Компьютела, с моим сыном
и ее дочкой идем в зоопарк. Подходим к воротам - в
кассу очередь, человек десять, мой сын говорит - я
без очереди возьму и идет к кассе. Я кричу:
"Стой, иди в очередь...", а Галина меня
останавливает: "Ну что ты кричишь, посмотри,
как он талантливо лезет без очереди, просто тебе
этого не дано..." Я возмущаюсь - ведь это
некрасиво, что будет, если все... Галина морщитсь и
говорит: "Типичная аргументация затюканного
тихони-неудачника...". Что тут скажешь? Может,
так оно и есть? (02.02.2002 - редкая дата)
Гвоздик девятнадцатый. О страдании.
Если вы страдаете (точнее, считаете, что
страдаете), например, из-за неразделенной любви,
то рекомендую воспользоваться советом из
замечательной книжки Н.И. Козлова "Философские
сказки": "Жуйте резинку!" У жующего жвачку
тупое (коровье) выражение лица не совместимое со
страданием. Попробуйте представить незабвенную
Марианну, которая, жуя резинку вздыхает: "Ах,
Луис Альберто, я так страдаю..." - не получится,
жуя не страдается. Так что, если вдруг -
попробуйте, опять же от кариеса. (Мало нам
рекламы...)
Гвоздик восемнадцатый. О Симороне.
Самое
удивительное в этом мире, что он работает!!!!
Контролируемая глупость - чем глупей поступок,
тем больше вы управляете внешним миром, меняете
ситуацию "под себя". Это полностью разрушает
привычные "школьные" представления о
мироустройстве, я, например, в растерянности. И
если религия - это вопрос веры, веришь ты или нет,
то с Симороном не ясно. Не верить глупо - так как
работает, но и верить - не менее глупо (ибо не
может такого быть) - может, поэтому и
работает???
Гвоздик семнадцатый. Об общении.
Всё ли передают фразы, достаточно
ли для передачи информации только слов? На
психологическом треннинге все разбились на пары,
одному из пары завязывают глаза. На полу
разбрасывают предметы-препятствия. Участник с
завязанными глазами должен пройти через комнату,
не наступив на препятствие, руководствуясь
командами своего напарника, который видит
препятствия. Ход занятия показывает, что
случайно составленные пары не могут пройти
полосу препятствий. Идущий неверно понимает
команды своего ведущего. Возникает перепалка:
«Ну куда же ты, я же сказал левее», «я и иду левее,
говори ясней…» и т.д. И, в то же время, некоторые
пары проходят полосу препятствий без единой
ошибки, понимая друг друга в буквальном смысле с
полуслова. То есть, кроме слов, чтобы услышать и
быть услышанным нужен какой то особый резонанс.
Может, эмоциональный – у обоих хорошее
настроение, но это не надолго (к сожалению). Может,
похожее воспитание, духовная общность, а может
быть какие то волны, обусловленные
наследственностью. Да это и так всем знакомо –
кто-то понимает даже мимолётный взгляд, а иной
чудик и после часового объяснения поймёт нас
неверно. К чему это всё? Вы ждёте практических
рекомендаций? Пожалуйста! Старайтесь общаться с
теми, кто вас понимает, но, когда они вам
осточертеют и начнут раздражать своей
понятливостью, можно для разнообразия и с
чудиками.
Гвоздик
шестнадцатый. О регистрации.
Недавно регистрировался на одном
из крупнейших порталов, предложили указать
область интересов из предложенного списка. Так
вот: более чем из десятка предложенных вариантов
я не мог выбрать область моих интересов в
Интернете. Предлагались развлечения, знакомства,
автомобили, покупки, аукционы и т.д. То есть,
заведомо Интернет определяется как
балаган-тусовка для торгашей и великовозрастных
буратин с короткими мыслями. Обидно.
Гвоздик пятнадцатый.
Продолжение четырнадцатого о болтовне.
Как выяснили в 14-м гвоздике болтовня снимает
некие запреты с памяти. Похожего результата
можно добиться с помощью гипноза – вспоминается
всё, что есть в памяти и недоступно для
вспоминания. Отвлечёмся на минутку. Основным
аргументом противников реинкарнации, или теории
о переселении душ, является тот факт, что мы не
помним ничего о прошлой жизни. На что её
сторонники отвечают, что о своём раннем детстве
мы тоже ничего не помним, хотя это у нас где то
запомнено и может быть «вытащено» под гипнозом. И
что, вроде бы, под гипнозом можно вспомнить и о
прошлой жизни. Чувствуете, куда я клоню? Гипноз
явление экзотическое, в ежедневном быту не
встречающееся и многими скептиками не
принимаемое. А говорить без умолку – да сколько
угодно, надо только долго и на спор, чтоб с
азартом и с волнением. Так вот, предлагаю
попробовать доболтаться до детства и до прошлой
жизни – кто в это верит. (В прошлую жизнь, конечно.
Хотя со временем мы перестаём верить и в своё
детство. Как сказал один киногерой из какого то
дурацкого детектива: «Я не верю, что у меня было
детство, наоборот, кажется, что я всегда был
старым, нудным, лысым и толстым». Может быть он
шутил?) И ещё одно замечание из области этики. Не
торопитесь вспоминать свои прошлые жизни – вряд
ли вы там себе (из этой жизни) понравитесь.
Ох, отвлеклись на всякую чертовщину, не иначе –
бес попутал, ведь мы же материалисты, во всяком
случае бывшие пионеры и октябрята.
Гвоздик
четырнадцатый. О болтовне.
На занятиях одной из групп по психологии было
предложено задание: пара участников начинают
говорить друг с другом одновременно, не
переставая. Болтовня продолжается без перерыва,
пока один из рассказчиков не остановится (он
проиграл). Попробуйте, не пожалеете. Найдите
друга или родственника, которые отнесутся к игре
серьёзно и поговорите с ними без остановки.
Разговор без остановки откроет удивительное
явление. Я попробовал на спор с сыном и честно
болтал, перескакивая с одной темы на другую. Пока говорил фразу, я
лихорадочно обдумывал следующую. И вдруг я начал
вспоминать такие события, о которых не вспоминал
много лет, и даже не подозревал, что это хранится
в моей памяти. В пятилетнем возрасте я был с
родителями в Сочи и смутно помнил две – три
картины, ведь прошло почти сорок лет. Во время
лихорадочной болтовни я вдруг вспомнил где мы жили, остановку «Светлана», пальмы в парке
где гуляли, пушку на набережной, шторм, волнолом
на пляже, огромный корабль «Россия» (который утонул в 1986 году) в
порту и множество других подробностей.
Получается, что я всё это помнил, но это было
недоступно, пока я не забрался в эти области
памяти в процессе болтовни. То есть сам процесс
разговора, поиск темы для разговора, волнение,
всё вместе разрушает какие то запреты, открывает
заблокированные области. Вернёмся на занятия
группы с психологом, самое интересное ещё
впереди. Знаете, что сказал ведущий-психолог,
когда первая пара говорунов выдохлась? Пусть
теперь каждый из них расскажет, о чём говорил его
собеседник. Подумать только! Как будто они
слушали друг друга. И, самое интересное, что они
рассказали всё, что они слышали! Представляете,
мы слышим, когда говорим! Каждый, конечно,
наблюдал, как какие-нибудь две подруги говорят
одновременно, но я был уверен, что они не слышат
друг друга. Оказывается, слышат и понимают и
запоминают. Теперь напрашиваются две довольно
неуклюжие мысли. Первая – можно экономить время
на диалогах, говоря не по очереди, а одновременно.
Качество беседы от этого не пострадает. Вторая –
количество одновременных говорунов можно
увеличить до трёх, четырёх и более. Ведь, если мы,
говоря, слышим одного, то мы услышим и нескольких.
Представляете, какие это открывает перспективы
– в обучении, на семинарах, собраниях,
совещаниях, телепередачах и в судах (вопрос со
стеногафией – как записывать – пока не решён).
Тосты предлагаю оставить как есть, по очереди,
это святое.
Гвоздик тринадцатый ввиду
несчастливого номера не забит. И вообще, глупо
верить в приметы.
Гвоздик
двенадцатый. О 2000 годе.
Всем набили оскомину беспредметные споры о том,
считать ли 2000 й год новым веком и тысячелетием. (11
часов - это еще утро или уже день?). Особую
бестолковость этим спорам придают следующие
соображения: Во-первых, календарь неоднократно
сдвигали декретами, во-вторых, то, что мы считаем
в десятичной системе, в которой 2000 круглое число -
не более, чем досадная случайность (подумаешь, у
кого-то 10 пальцев), удобнее было бы взять 8 или 12
для большей круглости. В третьих, отсчет ведется
от совершенно произвольной даты. Насчет третьего
аргумента можно поспорить, если не быть упертым
материалистом. Дата, от которой идет наше
летоисчисление, была неоднократно предсказана
пророками и отмечена появлением кометы или
звезды, то есть является в некотором смысле
ключевой. Опять же "псевдонаука"
нумерология, основанная на цифрах различных дат,
"имеет место быть" и отрицать огульно, не
разобравшись, не совсем умно. Смотри окончание
Гвоздика №5.
Гвоздик
одиннадцатый. Отцы и дети.
Один знакомый сетовал на то, что ожидается, что
дети обычно лучше родителей, но в жизни это
почему-то не подтверждается... Вспоминается
описание в Компьютерре (от И. Гордиенко) как
ученые создали колонию программ, решавших
"задачу комивояжера", заставили их
скрещиваться (обмениваться фрагментами кода) и
размножаться, проводя селекцию. Так вот,
оказалось, когда осталась устойчивая популяция
"успешных" программ, что новое поколение их
решает не лучше предыдущего. Опять же видно, что
за последние тысячи лет люди, мягко говоря, не
улучшились, не стали умнее и добрее. И, наконец, я
вижу, что я слабее каждого их своих родителей по
всем параметрам. Скорее всего происходит
колебание около какого-то среднего (весьма)
уровня...
Гвоздик
десятый. О деньгах.
На какой-то душещипательной телепередаче
прозвучали слова психолога: "Стоит ли из-за
денег совершать неблаговидные поступки, ведь
деньги - это всего навсего разукрашенные
бумажки". Красиво сказано... Когда-то мой сын,
тогда тринадцати лет, занимался с психологом (по
методике холодинамики, когда вызывают в
воображении разные образы и с ними работают).
Однажды она (психолог) говорит сыну:
"Представь, что ты всемогущий волшебник, чего
бы ты пожелал?". Он отвечает - денег. Она
говорит, зачем же тебе деньги, ты и так сможешь
иметь все, что захочешь... А он говорит - может я
пока не буду ничего покупать, но я хочу много
денег, деньги - это сила, это власть, это приятно!.
Диалог продолжался, формально она, женщина
мудрая и эрудированная, закидала его фразами, но,
по сути, победителем остался мой сын, искренне не
сдавшийся. А ведь действительно, люди, в основном,
мечтают о деньгах, как таковых, не о конкретных
приобретениях. Вот вам и разукрашенные бумажки,
съедающие самое дорогие наши душевные ресурсы -
мечты и фантазии.
Гвоздик
девятый. О происхождении.
Человек произошел от обезьяны не тогда, когда
взял в руку топор (многие животные применяют
хитроумные уловки), а когда впервые произнес:
"Матильда, посмотри, как красиво раскрасил
закат облако, лежащее на скале". А ведь многие,
держащие топор, баранку, лопату, клавиатуру или
автомат Калашникова, так и не произошли. Так вот:
"Матильда, непременно перечитай
"Старосветские помещики" Гоголя, просто
невероятно, как он из обычных слов создал такую
красоту!"
Гвоздик
восьмой. О смене работы.
Мои родители проработали всю жизнь на одном
месте. По умолчанию подразумевалось, что если не
можешь себя реализовать там, где работаешь, то от
тебя не будет толку и на другом месте, и на
третьем. Мне же пришлось сменить работу...
Гвоздик
седьмой. О любви и телефонной связи.
Одну знакомую (тридцати еще нет, но симпатичная)
муж устроил вожатой в пионерский лагерь на все
лето вместе с сыном. После ее возвращения она
болтает с подругой по телефону и та все
спрашивает: "Ну как там, был ли у тебя роман?"
на что знакомая отвечает: "Знаешь, иногда
бывает, что кто-нибудь звонит и попадает в чужой
разговор, так что никаких романов у меня, конечно
же, не было"
Гвоздик
шестой. Об Окуджаве.
Из компьютерровских колумнистов самый-самый,
конечно, Василий Щепетнев. И слог приятный, и
проблемку найдет и преподаст – загляденье.
Особенно любимые – о винтике в компьютере и о
дачах в 1907 году. Как-то пишет (цитирую по памяти),
что часто увлекался чем-либо, но, не надолго. То
брался изучать вариант Найдорфа, то
шестиструнную гитару петь Окуджаву – время было
такое. Вот эта приписка насчет времени меня и
задела, Щепетнев как-бы поясняет, что не сейчас, а
тогда, в 60-е или 70-е годы, тогда хотел петь
Окуджаву. Сначала я был возмущен, но, подумав,
согласился. Сейчас-то не поют. Обидно, но сейчас
все больше «Пейджер,пепси,MTV» кричат. «На фоне
Пушкина снимается семейство …» Замечательный
актер Юрский сказал, что эпоха Пушкина
закончилась. А может, это все из серии «раньше и
яблоки были кислее…»?
Гвоздик
пятый. Об астрологии.
Я, материалист-циник, был потрясен, когда
знакомая, увлекающаяся астрологией
(физик-ядерщик, к.ф-м.н., см. также №20) составила
мой гороскоп. Не просто все совпало. Она описала
мой характер, привычки, наклонности, всю мою
жизнь, даже такие сведения, которые кроме меня
никто знать не мог. Она заочно рассказала (по дате
и времени рождения) о моем сыне столько, сколько
можно узнать, только прожив несколько лет вместе.
Известно, что астрология почиталась Пифагором,
практически всеми учеными прежних веков (Тихо
Браге считал, что звезды созданы для
предсказаний). Обострения межнациональных войн и
общественных волнений, например, подчиняются
фазам Сатурна, это давно известно тем, кто «в
курсе». Конечно, астропрогнозы, заполонившие
Сеть и газеты в основном халтура. Но отрицать
влияние планет на земные дела просто неумно. Тем
более, считать заблуждающимся, например,
Пифагора: мы после него больше потеряли, чем
приобрели…
Гвоздик
четвертый. О преемственности.
Оба моих деда погибли на войне. Отец матери был
убит летом 41-го, а отец отца был мобилизован и
направлен на завод в Уфу и там умер. Я знал это с
раннего детства, как семейную легенду. И только
недавно, в зрелом уже возрасте, мы с братом
поняли, какая это для нас катастрофа. Прервалась
связь времен. Они, деды не рассказали нам о своем
времени. Именно они, как они прожили его, их
оценки, их мысли, их жизнь. О гражданской войне,
коллективизации, репрессиях мы знаем, но от чужих
людей, а так хотелось бы от родных…
Гвоздик
третий. О патриотизме.
Редактор «Компьютерры» Максим Отставнов,
работая с читательской почтой и общаясь в
интерактивных онлайн-ресурсах, подметил
характерную особенность (в №353). «А именно –
степень «патриотизма» … обратно
пропорциональна уровню владения родным языком».
Без комментариев, хотя просится поставить
несколько восклицательных знаков.
Гвоздик
второй. О Высоцком.
Обычно о его песнях говорят: мужественность,
гуманизм, всегда от первого лица, выбор в
критической ситуации, обостренное сопереживание
и т.п. Я же для себя отметил, что кроме всего это
игра словами, рифмами, звуками. Приглашение
порадоваться вместе. Вслушайтесь, например: «В
Шереметьего\В ноябре третьего\Метео условия не
те…», «…тюк прямо в темя – и нету Кука» или все
остальные строки всех песен. Как он сам говорил,
главное в песнях – дружественный настрой,
желание поделиться с друзьями.
Гвоздик
первый. Ефим Шифрин.
Известный по школе герой говорил: «Я чужих мнений
не разделяю, имею свои собственные». Однако
бывает, что кто-то уже сформулировал то, что ты
чувствуешь, но слов пока не нашел. Так Шифрин, лет
пять назад в «Часе пик» на вопрос о чем он
мечтает, ответил: «Я не хотел бы каких-то
материальных приобретений или впечатлений от
путешествий и развлечений, лишь бы только
двигалась моя работа…» А на вопрос, как он
относится к женщинам (я жду – как он выкрутится…)
Шифрин ответил: «Я постоянен – я их всех очень
люблю». Красиво и тактично.
|