Интервью с Хидеаки Томойори (Сентябрь 1988, NHK Радио
Японии, с добрыми пожеланиями)
Конечно, мне не удалось бы запоминать такое огромное, иррациональное число
простой зубрежкой. Вместо этого я разбил его на короткие последовательности по
десять цифр в каждой. Затем я проассоциировал звук каждого числа с конкретным
словом. А из слов уже образовал предложения, которые смог запомнить как
конкретные образы. Так, для каждой группы десяти цифр, я сначала придумываю
ключевое слово, таким образом, что это ключевое слово напоминает мне образ и все
предложение, а затем уже звуки этого предложения напоминают мне точную
последовательность чисел.
Например, числоввая последовательность три-девять по японски произносится
как сан-кю, что очень близко похоже на слово са-кю, которое означает "дюна".
Если я представлю песочную дюну, я легко вспомню цифры три и девять. И если
добавить другие элементы, подобно моей жене, стоящей перед дюной на фоне
блестящего моря, то эти слова на японском напоминают мне о целой цепочке из
десяти цифр.
Не важно по сколько раз вы запоминаете материал, вы должны начинать все
сначала если позволили себя все забывать. Чтобы избежать лишней траты усилий, я
реализовал график повторений для заученного. Я возвращаюсь и просматриваю все
через увеличивающиеся интервалы - сначала, после минуты, затем после десяти
минут а затем после целого часа. Я обнаруживал, что самое наилучшее время для
повторения - когда вы чувствуете, что возможно вы забыли около 20 процентов
изучаемого.
Еще ребенком, подобно всем другим детям, я проделывал всевозможные вещи типа
запоминания остановок поезда, или имен всех императоров Японии. Но я не думаю,
что я имею специфическую хорошую память. В действительности, когда мне было
около 20 лет, я не был в состоянии запоминать так много. В английском классе
колледжа, мне сказали, что надо выучить монолог Гамлета Шекспира, но я просто не
смог этого сделать. И это сильно меня беспокоило.
И я увидел на улице выступающего который демонстрировал необычный трюк с
памятью. Он записывал на черной доске строчку произносимых прохожими случайных
чисел. Затем, без заглядывания в доску, он безошибочно воспроизводил их.
Ну, я купил у уличного артиста маленькую десяти-страничную брошюрку по
развитию памяти. А в ней рассказывалось о трюке по созданию образов для
запоминания чисел. Основываясь на этой идее, я начал работать над своей
собственной системой запоминания.
Однажды, друг который знал о моих тренировках памяти положил мне на стол
лист бумаги где бало приведено число pi с большим количеством десятичных знаков.
Он сказал "Почему бы тебе не запомнить значение pi?". До этого я запоминал от 40
до 50 чисел за раз. Посмотрев на листок, я решил действовать и запомнить это
трансцедентное число pi до тысячи знаков. Но это не было так просто - в
действительности, это заняло у меня три года. На запоминание же 40,000 знаков
разложения pi я потратил около десяти лет.
Это часть моей жизни и в действительности я еще в самом начале. Я чувствую,
что человеческие возможности не имеют границ. Часто говорят, что мы используем
только пять процентов клеток нашего мозга, так что я думаю у нас есть огромный
потенциал - и я хочу его использовать. Я хочу участвовать в попытках запоминания
числа pi, так же как некоторые люди стремятся покорять высокие горы. Я думаю это
замечательно испытывать пределы наших возможностей.
В действительности, как известно pi число иррациональное, и его десятичное
разложение ни когда не будет закончено. И чем больше мы запоминает знаков, тем
ближе мы к действительному значению длинны окружности - ближе к совершенству.
Даже сейчас, когда я старею, я всегда вижу вызов; я чувствую себя в пути, в
поиске абсолютной истины. И в моих планах запоминать еще и еще, так долго, пока
силы не оставят меня.
|