9 декабря 1968 года в Стэнфордском
исследовательском институте в Сан-Франциско
была впервые представлена система NLS – компьютер
с оконным интерфейсом и манипулятором мышь. Не
менее важным было то, что в этой разработке
впервые в компьютерной системе были
использованы гиперссылки.
Человечество начало захлебываться информацией
еще задолго до появления компьютеров. Поиск по
библиотекам и журналам даже основных публикаций
по изучаемой теме может отнимать так много
времени, что часто просто невозможен физически.
Первым, кто предложил выход из этого положения,
был известный американский ученый Ванневар Буш,
имя которого известно в основном в связи с
изобретением аналоговых вычислительных машин. В
1945 году он опубликовал работу, которую можно
назвать в некотором роде утопией: “Как мы можем
думать” (“As We May Think”), которая стала на долгие
годы наиболее цитируемой публикацией, связанной
с человеко-машинным взаимодействием. В работе
приводится описание “браузера” (вот когда
появилось это слово!) – системы для просмотра
тексто-графической информации. Эта система,
получившая название Memex, включала в себя большую
библиотеку текстов, а также фотографии и рисунки.
Memex не являлся компьютером, а использовал
микрофильмы и фотоэлементы. Главной
особенностью его была возможность вводить
взаимную связь элементов библиотеки, для этого
нужно было просто выстучать кнопкой код
связанного документа. Именно таким образом
возникло то, что теперь называется
“гиперссылками”.
Надо сказать, что само по себе понятие
“гипертекста” появилось давно, его
изобретателем принято считать Гильберта
Порретанского из Пуатье, автора толкования на
Книгу псалмов (около 1150 года н.э.). Аналоги
гипертекста в “бумажном” мире найти несложно, к
числу наиболее известных примеров относятся
издания типа Библии или Талмуда, обильно
снабженные перекрестными ссылками. Но
пионеры-изобретатели компьютерного гипертекста
– В.Буш, Д.Энгельбарт, Т.Нельсон – рассматривали
этот инструмент не просто, как техническое
средство для удобства представления информации,
а придерживались более широкого взгляда на
гипертекст, как на путь к максимально тесному
взаимодействию человека с компьютером.
Связать в единую систему концепцию
гипертекста, вновь изобретенные технические
устройства и графические возможности, что и
послужило прообразом современных компьютерных
систем, удалось легендарному Дугласу
Энгельбарту (Douglas Engelbart), человеку с довольно
необычной для нашего времени судьбой. Будучи
настоящим ученым и выдающимся изобретателем, он
так и не стал ни богатым, ни даже особенно
знаменитым – долгие двадцать с лишним лет его
вообще не вспоминали, хотя трудно назвать хоть
одну особенность современных компьютерных
технологий, которая тем или иным путем не
восходила бы к идеям Энгельбарта (см. ниже).
В конце 60-х Энгельбарт стал на короткое время
известен широкой публике, как изобретатель
манипулятора “мышь”, получив за нее премию от
компании, в которой работал, в размере $10000 – и
только через тридцать лет после этого события
сумел все-таки кое-что еще заработать на своем
открытии в виде премий и гонораров за интервью. А
в промежутке было забвение, нищета, болезнь раком
(от которого он вылечился!), сгоревший дом,
купленный как раз на те “мышиные” десять тысяч…
“Время жизни человека прямо пропорционально
трудностям, которые он может себе позволить
преодолевать. Я позволил себе немало.” В конце
90-х Энгельбарту только за публикацию текста,
откуда взята эта цитата, заплатили больше, чем
иной раз ему платили за очередное революционное
изобретение.
Энгельбарт был фанатичным приверженцем идеи о
том, что надо не только приспосабливать машину к
человеку, но и человека к машине. Именно ему
принадлежит, между прочим, идея использования
теста IQ при подборе персонала, ставшая потом
общепринятой. Если же вернуться к мультимедийным
системам, то наибольшим достижением Энгельбарта
стала упомянутая NLS (oN Line System). Она была
разработана как экспериментальное средство в
лаборатории Стэнфордского института, которой
Энгельбарт руководил в течение 20 лет. Файлы в NLS
содержались как иерархии “утверждений”, каждое
из которых могло иметь длину не более 3000
символов. Можно было установить любое число
ссылочных связей “утверждений” друг с другом,
как внутрифайловых, так и межфайловых. Все это
управлялось через консоли, представлявшие собой
очень продвинутые по тем временам дисплеи с
графическим оконным интерфейсом, навигация по
которому осуществлялась с помощью того самого
первого в истории манипулятора “мышь”,
произведшему столь большое впечатление на
журналистов. Исследования по этому направлению
финансировались DARPA – агентством для поддержки
передовых исследовательских проектов при
Министерстве обороны США – и по тем временам
были слишком дороги для использования их
результатов в коммерческих проектах. Точка в
этой истории поставлена недавно: когда British Telecom
попыталась распространить на использование
гипертекстовых ссылок в WWW действие полученного
компанией в 1976 году патента, американская служба
Internet Patent News Service распространила через Интернет фильм 1968 года, в
котором Энгельбарт демонстрирует переход в
гипертексте, кликая по ссылке мышкой.
Изобретатель мыши опередил British Telecom на восемь
лет.
Исследователь Брэд А.Миерс (Brad A. Myers) из
университета Карнеги-Меллона в своей работе
“Краткая история технологий взаимодействия
человека и компьютера” прослеживает
исторические связи в развитии различных
направлений. В качестве примера он приводит
графический интерфейс, “использованный Microsoft
Windows 95, который основывается на Macintosh, который
основывается на работе на Xerox PARC, который в
свою очередь основывается на раннем
исследовании в Стэнфордской исследовательской
лаборатории и в Массачусетском технологическом
институте”. Вот некоторые исторические факты из
его работы, которые относятся к Энгельбарту:
Мышь: была разработана в Stanford Research Laboratory (теперь
SRI) в 1965 как часть проекта NLS (финансировавшегося
ARPA, NASA, и ADC) с целью дешевой замены светового пера,
использовавшегося по крайней мере с 1954. Впервые
была продемонстрирована Д.Энгельбартом в 1968 г.
Windows: многооконный интерфейс был впервые
продемонстрирован Д. Энгельбартом в проекте NLS в
1968 г. Алан Кей из Университета штата Юта
предлагал идею перекрывающихся окон в 1969г, и они
сначала появились в 1974 г. в системе Smalltalk
(“светский разговор” - Ю.Р.) на Xerox PARC, и в системе
InterLisp. Первое коммерческое использование “окон”
осуществлялось в Lisp Machines Inc. (LMI) (1979) и Symbolics Lisp
Machines, которые выросли из проектов
Массачусетского технологического института (MIT).
Главные коммерческие системы с оконным
интерфейсом были: Xerox Star (1981), Apple Lisa (1982), и
(наиболее известная) Apple Macintosh (1984). X Window System,
которая сейчас является интернациональным
стандартом, разработана в MIT в 1984 г.
Текстовые редакторы: В 1962 в Stanford Research Lab. Д.
Энгельбарт предложил и позже (1965) создал
текстовый процессор Stanford's TVEdit с автоматическим
переносом, поиском и заменой, определяемыми
пользователем макросами, прокруткой текста,
командами переноса, копирования и удаления
символов, слов или блоков текста. В рамках
проекта NLS в него был введена поддержка мыши. Xerox
PARC's Bravo был первым WYSIWYG редактором (1974). Первые
коммерческие редакторы WYSIWYG были Star, LisaWrite и затем
MacWrite. (Добавим, что основные “горячие клавиши”
для работы с текстом сохранились в неизмененном
виде со времен редактора Star и затем были
перенесены в стандарт GUI – графического
интерфейса пользователя –Ю.Р.)
Графические программы: Большинство
современных технологий было продемонстрировано
в системе Sketchpad фирмы Sutherland (1963). Использование
мыши для графики было продемонстрировано Д.
Энгельбартом в NLS (1968).