БЛОГФорумСсылки Написать письмоПочему Арбуз? Служебная UN ЕЖЕ-движение - международный союз интернет-деятелей

Хозяин и кочегар

(Читайте также рассказ самого Мошкова)

Автор: Юрий Ревич, revich@computerra.ru
Этот материал найден здесь

Максим сосредоточено и терпеливо роется в компакт-дисках на полке - хочет разыскать фотографии своего последнего похода. Невольно приходит на ум, что такая терпеливость и есть профессиональная черта настоящих программистов: часами ищешь ошибку в программе или выглаживаешь некорректно работающий фрагмент кода. Чуть позже убеждаюсь: мысль не совсем пустая - вот так же несуетливо он поднимает «упавшую» Ленту.ру.
- Максим, как тебя правильно называть - хранитель, руководитель или, может быть, начальник библиотеки?
Задумывается.
- Библиотека Мошкова, а кто я сам? Хозяин и кочегар… и основатель.


Максим Мошков известен в первую очередь своей крупнейшей и старейшей в российском Интернете электронной библиотекой 1, которая так и называется - библиотека Мошкова. Начал он создавать ее еще в 1994, когда массового Рунета не существовало, и поддерживает практически в одиночку до сих пор. Кроме того, он как программист принимал непосредственное участие в разработке известных информационных ресурсов.

Когда ты задумывал свою библиотеку, российского Интернета фактически не существовало?
- Те, кто пришел в Интернет в конце 90-х, думают, что до них Интернета не существовало. Но ведь мы недавно отметили десятилетие «Релкома», точнее, «Релком» его отметил, правда? То есть «Релком» существовал уже тогда, когда я сам еще не знал, что такое электронная почта. В 1993 г. в Президиуме Академии Наук, где я работал программистом, был сервер, веб-сервер. То есть Интернет уже был. Там я начал делать и свою библиотеку, воспользовавшись служебным положением. Начал с простой персональной странички, где я был во всей красе - в спасжилете, каске, с катамараном, с веслом… В первое время на нее заходило по 16 человек в месяц. Один человек в два дня - цифра для тех времен! Потом, в 1994, на ней появилась библиотека, стал книжки выкладывать, любимые и нелюбимые.
А технически как это тогда делалось? Теперь есть сканеры, FineReader и прочее, а тогда-то этого ничего ведь не было?
- Многие книги уже существовали в электронной форме. Мне приходили книжки еще с БЭСМ и с СМ-4, в кодировке, и не упомню, как она называлась, где не было строчных букв, только прописные. Полное собрание Стругацких, например. Я обнаружил в году 91-м, что такие файлы существуют, и начал их собирать, а в 94-м выложил в Интернет, когда научился это делать. Первые книжки энтузиасты набивали вручную. Я их коллекционировал - менялся, выпрашивал, ездил в командировки и «сливал» их на кассеты - в общем, как все собиратели начинают, но сам никогда не набивал. А как только стал выкладывать в Интернете - тексты начали присылать.
Максим, а сколько народу сейчас занято библиотекой?
- Ну, жена помогает в сложных терапевтических случаях - человеку нужно общение, а я не могу его дать. А так все сам. Точнее, в сопутствующих проектах мне помогают - для самиздатовского литературного журнала, для раздела музыки работает программист, которому я плачу. Сейчас в самиздате 5000 авторов и 40 000 произведений (больше, чем во всей остальной библиотеке), но теперь авторы публикуются сами. Половину нагрузки это с меня сняло. Но в основной библиотеке я один.
А программисту платишь из своего кармана?
- Да, конечно. Но если бы я курил дорогие сигареты, думаю, тратил бы не меньше.
То есть это частный проект?
- Да, мне даже предлагали продать года два назад, когда всем предлагали. Но тогда не продал, а сейчас уже и не предлагают.
А как с авторами отношения складываются?
- В среднем я замерял - где-то раза четыре в год просят снять с сайта тексты какого-то конкретного автора. Я снимаю. Но в промежутках несколько десятков авторов возникают. Авторы бывают известные и неизвестные - так вот, неизвестные сами просятся, в день по несколько человек. Это для них создан самиздатовский журнал, где они публикуются самостоятельно. А известные авторы - по несколько человек в месяц. Если мы стоим за свободное распространение контента, счет существенно в нашу пользу.
А с известными ты договариваешься?
- Договариваюсь с теми, с кем можно связаться, и выкладываю как есть книжки тех, с кем связаться не удается - в надежде, что когда-нибудь потом… договорюсь.
А как ты относишься к проблеме авторских прав? Вот дело «Элкомсофта» 2, к примеру?
- Дело «Элкомсофта» имеет косвенное отношение к этой проблеме. Дела об авторском праве очень редко доводят до суда, потому что судиться - дорогостоящее мероприятие. И ввязываются только тогда, когда хотят от этого что-то получить или абсолютно уверены в успехе. А тем более, авторское право в Интернете - в российском законодательстве записано одно, в американском другое, ущерб надо доказывать, что дело вообще хлипкое. Лично я бы стал защищать в суде свои авторские права только в случае явного и очень крупного ущерба. А дело «Элкомсофта» доведено до суда потому, что обе стороны хотели от этого что-то получить. «Элкомсофт» жаждал известности, американские власти хотели опробовать свои силы и кого-то напугать. В результате ребята залетели по полной программе - адвокаты в Америке стоят сотни долларов в час (хорошие адвокаты, потому что для того чтобы судиться с правительством, другие не подходят). С другой стороны, о какой еще маленькой российской софтверной компании будут писать все газеты, устраивать акции в ее поддержку в Лос-Анджелесе? Так что рекламного эффекта они добились. Другое дело, хватит ли у «Элкомсофта» денег, чтобы продержаться до конца - если они проиграют процесс, все их затраты будут напрасными.
Но ведь вроде начала Adobe и американские власти - они арестовали Диму Склярова, и получается, «Элкомсофт» был втянут в это дело не по своей воле?
- В этой истории два этапа эскалации. На первом - Adobe просто угрожала, и еще никого не арестовывали. Помнишь, «Элкомсофту» сайт закрывали, они переезжали на другой хостинг, но программку свою раздавать всем желающим - продолжали. Именно тогда у них была возможность отступить и пойти на попятный. А когда Диму повязали, тут да - случился полный форсмажор, здесь оставалось только идти до конца.
Американцы, вроде бы, стараются сейчас спустить дело на тормозах…
- Когда это начиналось, «Элкомсофт», очевидно, не ожидал, что все будет так дорого и муторно. Но и прокуроры, дело затевавшие, тоже, видимо, не ожидали такого отпора - как же, вот есть закон, вот нарушитель, бешеный штраф - и всех напугали. Думаю, если бы они знали, что все так пойдет, тоже бы не стали в это влезать. Так что если выиграет «Элкомсофт» - правительству придется возместить, по крайней мере, судебные издержки. Потому американцы и стараются спустить на тормозах, чтобы не платить.
Сочувствую ли я Склярову и Каталовым? Да, но не потому что «наше дело правое, и мы победим!», просто я болею за знакомых ребят, которые рискуют своими деньгами, и здесь - никакой морали, бизнес.
Отвлечемся от этого дела. Есть проблема авторских прав в эпоху Интернета - некоторые считают, что их вообще надо отменить, потому что запрещать свободное распространение контента в эпоху Интернета - все равно что пытаться запретить идти дождю.
- Я по-разному отношусь к этому - как держатель электронной библиотеки, пользователь, гражданин России… Во всех подобных электронных инновациях я вижу, что файл и электронная информация вообще - штука такая, что основной принцип ее существования - непрерывное копирование. В компьютере есть винчестер, память, память контроллера и видеокарты, регистры. Только чтобы изобразить текст на экране, файл нужно скопировать раз десять. А в законе, между прочим, написано, что копировать нельзя, или можно, но только с разрешения. То есть миллион онлайновых читателей Стивена Кинга будут десять раз запрашивать у него разрешение на копирование - из винчестера в контроллер, из контроллера по шине в память, из памяти в видеокарту… так?
Старое законодательство основывалось на том, что есть некий материальный носитель, стоимость копирования которого велика. Тогда и устоялась система защиты авторского права, на самом деле защищающая не право автора (автор получает не более десяти процентов от продажи), а право участвующих в материальном производстве, т. е. издателей, торговцев, литературных агентов и т. п.
Когда же мы имеем дело с информацией в электронном виде на компьютере, у нас материального производства нет - есть только автор и читатель.
Получается, компьютерная технология никак не соотносится с законодательством в области авторского права. Когда-нибудь, конечно, это произойдет. Но прежде должна сложиться некая система отношения в обществе к этому, традиция, возникнуть некое status quo, которое и будет зафиксировано в законодательстве. Закон должен не дать отношениям между людьми выйти за некие рамки, он должен быть стенками для потока нормальной жизни, при этом основной поток течет как бы сам по себе. Но сейчас мы имеем дело с тем, что такой поток в области авторского права полностью меняет направление, причем неясно, в какую именно сторону. И нам необходимо дождаться, пока пользователи, авторы и все остальные определятся и договорятся - и только потом можно будет принимать законы.
Как зарабатывать деньги в этих изменившихся условиях? Все лихорадочно об этом думают. Я знаю одно - пользователь деньги отдавать не хочет, и второе - автор деньги получать хочет. Не нужно забывать, что автор получает не более 10% того, что платят пользователи.
И вот еще наблюдение - сейчас реальный кризис перепроизводства контента. В моем самиздате 5000 авторов, готовых деньги платить, чтобы их прочитали. И есть один великий, желающий, чтобы ему платили. Но есть вероятность, что среди этих тысяч найдется десяток ничуть не хуже.
Скажи, а тебе не надоело заниматься библиотекой?
- Более чем надоело. Существует некий предел - сколько в день физически можешь выполнить дел. А один день сайтом не позанимаешься - дела копятся. Сейчас я уже вышел на некий порог. Напоминаешь жонглера - кидаешь мячики, а тебе их все время добавляют.
И какие планы?
- Автоматизация. Я говорил, для самиздата сделали программу - половина обращающихся ко мне ушла туда целиком. Но оставшаяся половина выросла - надо еще что-то такое придумывать.
А если поступить, как Ватолин 3…?
- Я знаю, как поступил Ватолин - у него 150 добровольных помощников. И он пашет на них. То есть у него такая же нагрузка, как у меня. Каждый раз, когда мы встречаемся, задаем один и тот же вопрос: «Ну, что, тяжело, брат?» - «Ох, тяжело-о…» Одному - тяжело, с сотней помощников - еще тяжелее. Это проблема человека, который хочет делать в десять раз больше, но не успевает. Думает, давай я себе возьму десять помощников. И с этими десятью делает в два раза больше. В десять раз - не получится. Один программист у меня есть - одним программистом командовать меня хватает.
Одно утешает - библиотека-то не одна, т. е. чувствуешь себя ответственным за это дело, но библиотек теперь десятки, сотни… Сейчас чтобы электронную библиотеку сделать - идешь на рынок, покупаешь компакт с текстами и выкладываешь его на сервер. Получается нормальная библиотека, и вся разница, что ты не восемь лет ее своими ручками собирал…
Но у пиратов на дисках, наверное, меньше текстов, чем у тебя?
- Наоборот, больше. У кого-то в Интернете есть то, чего нет у меня. А у пиратов есть все, они люди простые, у них автоматы-граббалки, ничего не пропускают. Мне тоже полезно бы такой диск приобрести и посмотреть, чего не хватает.
Вообще, насчет электронных изданий и бумажных… У меня в библиотеке есть одна книжка, про чеченскую войну, издана небольшим тиражом, а в Интернете ее скачали 150 тысяч раз. Даже если считать, что не все прочли, или прочли не до конца - пусть читали только 10% скачавших. Получается, читателей много больше, чем у бумажного тиража.
Отвлечемся от библиотеки. Ты принимал участие в нескольких крупных проектах…
- Да, информационных - Lenta.ru, Gazeta.ru 4 и Vesti.ru. Придумал их Антон Носик, нашел для них подрядчика и сам же сделал. Я там программировал интерфейс - для редактора и для читателя. Сначала была Gazeta.ru - первая в России интернет-газета (до этого были только представительства обычных СМИ в онлайне - прим. ред.). Делали ее четыре месяца в 1999 году, потом заказчик захотел контролировать «всё и вся». У него было свое видение - у нас свое, и сейчас ее делает совсем другая команда.
Так вот, группа, которая делала газету, хотела ее делать сама, без того чтобы заказчики командовали каждой мелочью. Но это желание и абсолютно естественное желание заказчика иметь газету, в которой он может что-то решать, не совпали. И в июле 1999 нас всех уволили. Впрочем, какое-то время была ситуация: делать-то «Газету» надо было непрерывно, поэтому мы, уволенные, продолжали работать, пока не набралась новая команда, пока они учились работать… Окончательно мы уволились только в конце сентября. Но к тому времени Носик нашел деньги и стал делать другую газету, которую назвал Lenta.ru. Тут как раз прогремели взрывы в Москве, и на этой волне «Лента» практически на старте догнала по посещаемости старую Gazeta.ru. Насчет мотивов заказчика, которым был ФЭП 5, могу привести только свои домыслы. Мне кажется, что ФЭП хотел сделать популярный ресурс и использовать его для информационной поддержки выборов - думских и президентских. И он именно так «Ленту» и использовал - три дня во время думских и три дня во время президентских. Подтверждает мое мнение тот факт, что выборы президента состоялись 26 марта, а уже 27 нас продали инвестору «Рамблера». И теперь Lenta.ru -подразделение «Рамблера».
А что произошло c Vesti.ru?
- Пока мы делали «Ленту», Носик почти одновременно - это же Носик! - запустил еще один проект, интернет-журнал с ежедневным выходом, и назвал его Vesti.ru. Фактически «Вести» копировали старую Gazeta.ru, вплоть до дизайна, новая Gazeta.ru его изменила. Проект шел ни шатко ни валко, платил за него тот же самый ФЭП, но денег было немного, и как только нашелся другой, кто готов за «Вести» платить, ресурс тут же отдали в чужие руки.
А мне помнится, был некий скандал…
- Я готов верить во все скандалы, про которые пишут, потому что ты видишь, как я работаю - сижу дома и программирую. Хоть я и главный админ Lenta.ru, бываю там раз в месяц - зарплату получить. Раз в месяц приедешь, местные сплетни послушаешь… Сплетни нужно слушать каждый день, тогда они как-то выравниваются по среднему значению, а ко мне они приходят в случайный момент времени, вполне возможно, видение ситуации у меня, как в стробоскопе.
Сейчас во многих информационных ресурсах работают наши люди, редакторы, которые делали еще Gazeta.ru, некоторые пережили уже по несколько закрытий своих проектов… «Вести» приказали долго жить, ребята, которые делали их при нас, ушли в «Грани» - «Грани» тоже приказали долго жить 6
Наукой ты никогда не занимался?
- Нет, наукой не занимался никогда. Но ВНИИ системных исследований, где я работал программистом, известен тем, что там был сделан первый советский настоящий Unix-компьютер.
То есть?
- Вот так, своими руками - разработали монтажные платы, логику, ассемблер, осуществили сборку. На территории ВНИИ был мощный завод, сборочный цех, производственные линии… Создавали, монтировали и продавали. Назывался компьютер Б-188. Сделано их было довольно много. Тогда, в конце 80-х - начале 90-х годов, самая крутая писишка в России была РС АТ на 286 процессоре, а так - все пользовались ХТ на 8086. И когда заказчик узнавал, что может купить настоящий многопользовательский компьютер на несколько рабочих мест, по мощности, как пять писишек, а по цене - как полтора ХТ, ему становилось интересно.
Ты в этой разработке участвовал?
- Ну, институт большой, математики, инженеры, монтажники, рабочие… Меня взяли на работу сопровождать один из видов софта, который на этом компьютере хранился - базу данных. Я постепенно учился, рос, стал системным администратором и до сих пор им работаю. Заведую там Интернетом и электронной почтой.
Тоже из дома?
- Нет, там файрволл 7, из дома не пробиться. Приезжаю туда, налаживаю и ухожу. Вообще, надо бы почаще туда ходить.
Не скучно дома работать?
- Нет. Правда, дети, бывает, кричат - а это громко! И скоро дорастут до моего ноутбука - тогда вообще туши свет. Но все равно, дома работать хорошо.
Скажи, ты опытный программист, не хочешь ли передавать свой опыт?
- Я когда-то написал учебник по «Юниксу». Вообще-то это были записки для себя, я, когда учился, все записывал. Лежит она тоже в библиотеке - «Справочник системного администратора Unix», без фамилии (без фамилии автора - значит, моя). Иногда читаю лекции, разъезжаю по стране, и очень удобно на нее ссылаться - этакое электронное пособие. Чтобы сделать настоящую книжку - надо садиться, оформлять, дописывать, кое-что там устарело… И если подумать - получу ли я от этого дела гонорар больше, чем моя зарплата сейчас? Ну, потрачу месяц, получу какие-то деньги… но я же не Маринина и не Стивен Кинг. Я зарабатываю программированием, а на книжках сейчас абсолютно невозможно заработать. Тогда надо писать каждый день, как в свое время Бальзак или как Незнанский, и иметь пятьдесят литературных негров.
Насчет хобби. Известно, что это водный туризм, а еще что-нибудь есть?
- Ну, я играть на гитаре умею. В 85-м научился, оттого, что денег на магнитофон не было и приходилось петь песни себе самому. Теперь очень удобно для этого дела ноутбук использовать - тексты ведь не помнишь, так положил перед собой ноутбук и читаешь с экрана. Последний раз на гитаре играл месяца два назад. Водный туризм «пошел» в те же годы, чуть попозже - очень познавательно, понравилось. Что еще подтолкнуло - я был голодный аспирант, денег немного, и мы пошли в двухнедельный поход, который нам обошелся в 40 рублей на человека, причем две трети из этих денег - билеты туда и обратно. В первом походе мне жутко повезло - погода, тишина… это потом дожди, аварии, потопленные лодки, закупка снаряжения, которое обходится в копеечку, поход пешком со всем скарбом до речки пять дней, или едешь на машине восемь часов, зато платишь за это… Но было поздно - втянулся. Последний раз в поход в двухтысячном году ходил. На речку Полометь, на Валдае, чуть не потонул!

Когда мы прощались, я задал ему вопрос: «А машину сам водишь?» Вмешалась жена Лада: «Нет, не водит, терпеть не может». Максим улыбается: «Ты же видел мою машину. Ноутбук у меня в три раза дороже…»


 

1 (обратно к тексту) - Основной сервер - http://www.lib.ru/. Согласно статистике компании Spylog, занимает первое место в рейтинге литературных сайтов с более чем 25 000 посетителями в день. Кроме основного сервера, существует около пятидесяти «зеркал» на самых разных ресурсах.
2 (обратно к тексту) - 16 июля 2001 года сотрудник российской компании «Элкомсофт» Дмитрий Скляров, находившийся на конференции в Лас-Вегасе, был арестован ФБР по обвинению в нарушении закона об авторских правах США. Дмитрий был одним из создателей программы «Advanced eBook Processor», предназначающейся для взлома защиты электронных книг в формате Adobe. Скляров просидел шесть месяцев в тюрьме штата Калифорния и был отпущен после того, как американские власти заручились его согласием на выступление в качестве свидетеля на процессе против своей фирмы. Недавно дело приобрело новый оборот - на 21 октября 2002 года было назначено очередное заседание окружного суда Сан-Хосе по этому делу, но Дмитрию Склярову и президенту компании «Элкомсофт» Александру Каталову было отказано в получении въездных виз. И совсем интересную окраску процесс получает в свете новой законодательной инициативы - в начале октября 2002 на рассмотрение Конгресса США внесен билль под названием Digital Choice and Freedom Act (DCFA), который прямо разрешает обходить встроенные средства защиты с целью создания резервных копий.
3 (обратно к тексту) - Дмитрий Ватолин - основатель и руководитель сайта «Русская фантастика» (http://www.rusf.ru/).
4 (обратно к тексту) - Наиболее популярные русскоязычные информационные ресурсы. Согласно Spylog - около 100 000 посетителей в будний день. Оба ресурса занимают первые две строчки среди онлайновых СМИ, а в общем рейтинге всего Рунета уступают только поисковым системам и сайту бесплатного хостинга Народ.ру.
5 (обратно к тексту) - Фонд эффективной политики, руководитель - Глеб Павловский.
6 (обратно к тексту) - Справедливости ради надо отметить, что и Vesti.ru, и Grani.ru существуют. Максим, очевидно, имеет в виду, что они в нынешнем виде не соответствуют тому, что задумывалось.
7 (обратно к тексту) - От англ. firewall - огнеупорная стена. Программа или компьютер, используемые для защиты корпоративных компьютерных сетей от несанкционированного доступа. Основной принцип работы файрволла заключается в явном определении того, какие ресурсы корпоративной сети могут быть доступны снаружи. В предельном случае всеми ресурсами можно пользоваться только изнутри корпоративной сети. (Д. Завалишин, Е. Завалишина и Е. Колмановская, Интернетско-русский разговорник.)


Автор about me
Design by dady_MYKC
)c( 2000-2019
Kопирайта нет, копируйте на здоровье :)

100112 лет в Интернете


.