Колесо Юпитера
|
Автор В. Рич. Опубликовано в
журнале "Химия и жизнь" №9 1985.
Прилагается рисунок к статье Г. Басырова. Кто
читал тогда журнал, помнят, что значили для нас
его рисунки...
В Сети выкладывается скорее всего впервые, во
всяком случае поиск Яндексом статьи не обнаружил
(хотя слова "колесо Юпитера" встречаются
часто во всяких эзотериях). Не думайте, что
каким-то там Файнридером - домочадцы набивали всю
субботу.
И еще - с помощью поиска в Сети можно продолжить
исследования по встречаемости цифр в разных
сущностях, кто возьмется? Е.С. |
Есть семь гласных, гармонию дают
семь
струн, Плеяд имеется семь, семь лет
животные меняют зубы (по крайней мере
некоторые, а некоторые нет), было семь
вождей против Фив. Но разве потому, что
число таково по природе, вождей оказалось
семь или Плеяды состоят из семи звезд?
Аристотель
Гори, гори ясно.
В веселый праздник масленицы,
приуроченный к весеннему равноденствию ,
когда-то полагалось не только печь круглые, как
солнце, блины - существовали и другие обычаи.
Например, брали тележное колесо, обмазывали его
дёгтем, обвивали соломенными жгутами и, подпалив,
скатывали с горки. Зачем? А чтобы точно так же
пламенно, весело и легко - катилось по синему небу
красное солнышко. «Гори, гори ясно, чтобы не
погасло!».
И вот что любопытно: колесо для этой цели
почему-то полагалось брать не какое попало - не с
четырьмя спицами, не с восемью, а непременно с
шестью. Обычай зародился в бесписьменные
времена, и теперь о причинах такого предпочтения
можно лишь строить догадки. Изображение колеса с
шестью спицами древние славяне называли
«громовым знаком» и помещали под коньками крыш -
как оберег от молнии. У древних римлян подобное
же изображение именовалось «колесом Юпитера».
С примерами особого отношения к тем или иным
числам, своего рода числовой магии, приходится
встречаться не только специалистам по всяческой
архаике. Мы говорим «семеро одного не ждут» и в
том случае, когда опоздавшего дожидаются и пять,
и восемь человек…
С чем же связаны числовые пристрастия - с
особенностями человеческой психики? Или, может
быть, с особенностями окружающей человека
природной среды? Или все это вообще дело случая?
Попробуем разобраться.
От одного до пятидесяти.
Сначала, не полагаясь на чистую интуицию
и на первые пришедшие на память примеры, следует
установить, какие числа можно считать
«магическими». Я взял четырехтомный
академический «словарь русского языка» и
принялся выписывать из него слова, начинающиеся
с количественных и порядковых числительных -
«один» и «первый», «два» и «второй», «три» и
«третий» и так далее, вплоть до «пятьдесят» и
«пятидесятый». Разумеется, можно было продолжить
выписывание, но на первый случай я счел возможным
ограничиться полусотней. А затем подсчитал,
сколько слов с каждого числа начинается.
Как и следовало ожидать, больше всего начиналось
с единицы, а меньше всего - с пятидесяти. Но в
середке оказались неожиданности: закономерно
убывающий ряд капитально нарушался вовсе не там,
где подсказывала интуиция. Ни семерка, ни тройка,
ни шестерка ничем особенным себя не проявили (см.
таблицу); самыми заметными нарушителями порядка
оказались пять, десять и сорок.
Тогда я прибег к помощи «фразеологического
словаря русского языка». Ведь в нем
зафиксированы самые устойчивые выражения и на
результат статистической выборки должен меньше
влиять случайный словесный «шум». Предположение
оправдалось, но только отчасти: из ряда уже
известных нарушителей ушла пятерка, зато
добавилась семерка.
Пришлось расширить круг источников. На столе
появились: тридцать томов «Большой Советской
Энциклопедии», четыре тома «Толкового словаря
русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова, а
также четыре тома «Списка абонентов Московской
городской телефонной сети 1971-1972гг.», справочник
«Улицы Москвы» и «Указатель железнодорожных
пассажирских сообщений». В фамилиях, в названиях
городов, поселков, улиц числовые пристрастия
проступают особенно резко.
Убив на подсчеты месяц и убедившись, что
источников у меня оказалось ровно семь, я
постучал по деревяшке и подвел итоги. И десять, и
сорок удержали свое лидерство. А за ними шли три,
семь и пять.
Словари и справочники |
Количество
слов, начинающихся с числительного |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
20 |
30 |
40 |
50 |
Русского языка |
348 |
255 |
194 |
52 |
61 |
32 |
30 |
33 |
13 |
37 |
8 |
7 |
10 |
8 |
Фразеологический |
96 |
31 |
15 |
8 |
8 |
0 |
13 |
0 |
1 |
8 |
1 |
0 |
2 |
0 |
БСЭ |
331 |
247 |
167 |
70 |
55 |
20 |
28 |
23 |
12 |
33 |
2 |
7 |
3 |
1 |
Толковый |
269 |
165 |
207 |
82 |
56 |
41 |
46 |
36 |
8 |
26 |
5 |
9 |
17 |
6 |
Телефонный |
409 |
80 |
694 |
160 |
170 |
452 |
81 |
26 |
84 |
57 |
0 |
0 |
35 |
0 |
Железнодорожный |
14 |
5 |
16 |
1 |
4 |
4 |
10 |
0 |
1 |
0 |
0 |
0 |
2 |
0 |
Улицы Москвы |
35 |
1 |
22 |
2 |
2 |
1 |
0 |
5 |
4 |
6 |
0 |
0 |
1 |
0 |
Число нарушителей закона убывания
количества слов |
|
|
4 |
|
2 |
1 |
4 |
2 |
1 |
5 |
1 |
2 |
5 |
|
Сорок кадушек соленых лягушек.
В «Путешествиях» Н. Н. Миклухо-Маклая
есть рассказ о том, как считали еще в прошлом
столетии жители острова Новая Гвинея. «Папуас
загибает один за другим пальцы руками, причем
издает определенный звук, например «бе, бе, бе».
Досчитав до пяти, он говорит «ибон-бе» (рука).
Затем он загибает пальцы другой руки, снова
повторяет «бе, бе», пока не доходит до «самба-бе»
и «самба-али» (одна нога, две ноги). Если нужно
считать дальше, папуас пользуется пальцами рук и
ног кого-нибудь другого».
Связь десятичной системы счисления, а
следовательно, и двух магических чисел - 5 и 10 с
природой, наградившей человека пятипалыми
конечностями, общеизвестна. Этого нельзя сказать
про связь с природой числа 40, наличие которого в
нашей статистике вообще может показаться
неожиданным - уж очень мало ассоциаций порождает
оно у современного человека. Сорочка.
Сороконожка. Сороковка. Сорок сороков церквей.
Сорок бочек арестантов. Сорок кадушек соленых
лягушек. Знаток поэзии вспомнит Некрасова:
«Сорок медведей он взял на рогатину, на сорок
первом сплошал». Знаток эпический сказаний -
героический эпос каракалпаков «Сорок дев».
Француз добавит сюда «сорок бессмертных» -
парижский академиков. Пожалуй, все. Но в список
призеров это число попало недаром - оно ближайший
родственник пятерки и десятки.
У некоторых народов, населявших Европу и Азию,
существовала особая разновидность счета по двум
верхним суставам пальцев. Сначала считавший,
повернув к себе левую ладонь, касался большим
пальцем поочередно верхних двух суставов
указательного, среднего, безымянного пальцев и
мизинца, досчитав таким образом до восьми. Затем
поочередно разгибал пять пальцев правой руки,
каждый раз прибавляя по восьми. Так получалось
число 40.
Поскольку в нашей стране такая система счета
дольше всего сохранялась у народов Сибири,
историки математики выдвинули предположение,
что оно возникла именно у этих народов, в силу
присущей им физической особенности -
короткопалости, при которой нижние суставы всех
пальцев развиты довольно слабо (как на большом
пальце у большинства людей) и считать по ним не
очень удобно.
Насчет короткопалости все тут вполне логично.
Только вряд ли французы могли воспринять эту
систему счета от сибиряков, с которой и славяне
соприкоснулись вплотную сравнительно недавно…
Да и нужды в подобном заимствовании, вероятно, не
было, поскольку физические особенности,
свойственные сейчас эскимосам, чукчам и другим
народам, живущим в заполярных и приполярных
районах, некогда распространялись, по-видимому,
на гораздо более широкий круг людей.
В 1976 г. в декабрьском номере «Химии и жизни» была
опубликована статья Р. Подольного «Человек - дитя
Земли», в которой, в частности, рассказывалось о
так называемом правиле Аллена. Согласно этому
правилу, конечности относительно короче у тех
представителей вида, которые живут в холодной
местности, - это энергетически выгодно, тело с
меньшей удельной поверхностью отдает меньше
тепла в окружающее пространство. Но климат
нынешнего Заполярья еще 10000 лет назад был
характерен для значительной части Европы. И
вполне вероятно, что предкам нынешних
европейцев, жившим в конце последнего
ледникового периода, было вполне удобно считать
сороками и сороками сороков.
Между прочим, одни лингвисты сопоставляют
русское слово «сорок» с однозначным тюркским
словом «кирк», а другие - с древнескандинавским
«серкр», обозначавшим 200 шкур (пять раз по сорок).
Магическая власть числа сорок, ощущалась еще
недавно, когда имели хождение такие меры, как
фунт и пуд (один пуд равняется сорока фунтам),
ведро и бочка (одна бочка равняется сорока
ведрам). Однако с переходом на метрическую
систему мер влияние числа 40 быстро сошло на нет, и
сегодня мало кто помнит, что сам метр тоже был
изначально скромным подданным прежнего владыки -
одной сорокамиллионной длины земного меридиана,
проходящего через Париж.
Ищите женщину.
В отличие от числа 40 магическая власть
семерки, ощутимая в фольклоре и литературных
памятниках всех времен и народов, простирается и
на наше трезвое столетие. 9 сентября 1984 года
изумленные филологи прочли в «Комсомольской
правде» статью под названием «Семь «я» и другие»,
автор которой утверждал «Семья - иначе «семь я».
Это слово ведь тогда родилось, когда семьи были
большие». Изумление филологов можно понять.
Слово «семья» не имеет к числительному «семь» ни
малейшего отношения. А что раньше семьи были куда
больше, чем теперь, это конечно, чистая правда -
Менделеев, например, был в своей семье
семнадцатым ребенком…
Первую попытку объяснить особое отношение
человека к числу 7 предприняли математики. Они
заметили, что во многих пословицах это число
предстает синонимом некоего множества: «за семь
верст киселя хлебать», «у семи нянек дитя без
глазу», «один с сошкой семеро с ложкой». И
рассудили так. В самом начале овладения счетом
люди считали только до двух, а все большие
количества обозначались словом, выражавшим
понятие бесчисленного множества. Подобно тому,
как некогда на Руси количество, превышавшее
тысячу, выражалось словом «тьма». Потом этим
словом стали обозначать 10 000 (темником,
начальником над 10 000 всадников, был, как известно
Мамай). Так вот, будто бы когда-то у наших предков
последним числом было 6, и в ту пору сложилось
особое отношение к семерке, которое и
закрепилось в человеческой памяти.
В принципе такое объяснение возможно: на языке
жителей одного из островков пролива Торреса все
количества более шести определяются выражением
«много-много».
Другую гипотезу о происхождении великолепной
семерки выдвинули специалисты по истории
древнейших цивилизаций Ближнего и Среднего
Востока. Именно там впервые в письменных
источниках была зафиксирована семидневная
неделя. Каждый день недели назывался по имени
какого-нибудь бога, ассоциировавшегося с одним
из небесных тел. У немцев и англичан и сейчас
воскресенье - день Солнца, понедельник - день
Луны. Итак, согласно этой гипотезе, первопричиной
особого отношения к числу 7 было открытие «семи
планид» - семи небесных тел, изменявших свое
положение относительно «неподвижных» звезд.
Но, спрашивается, для чего шумерам и вавилонянам
понадобилось уподоблять семь дней недели семи
«планетам»? Кто в этом был заинтересован?
Подобный вопрос приводит к цели не только
детективов.
Великолепная семерка не давала спокойно спать не
одним только математикам и историкам. В 1956 году
появилась статья американского психолога Дж. А.
Миллера с сенсационным названием - «Магическое
число семь плюс или минус два. О некоторых
пределах нашей способности перерабатывать
информацию». Приведенные в ней результаты
многочисленных экспериментов свидетельствовали
о том, что мгновенная, оперативная память
нормального человека способна ухватить не менее
пяти и не более девяти однородных предметов или
явлений. В среднем получалось - семь.
Очень интересное наблюдение. Но само по себе
феномена семерки оно не объясняло. Объяснение
нашел советский археолог Б. А. Фролов.
Человек живет в пространстве и во времени.
Пространство можно мерить руками (пядь, локоть,
аршин) или ногами (фут, сажень, шаг). А чем мерить
время? Слово «день» находится в родстве с русским
словом Див, индийским Дьяус, греческим Зевс. Все
это имена древнейшего индоевропейского бога
неба, света, солнца. Слово «месяц» происходит от
названия естественного спутника Земли.
Как измеритель времени Луна замечательна тем,
что гораздо больше солнца похожа на наши часы:
роль стрелок играют лунные фазы. От новолуния до
молодого полумесяца - первая четверть, от
молодого полумесяца до полнолуния - вторая, от
полнолуния до ущербного полумесяца - третья, от
ущербного полумесяца до полного исчезновения
луны - четвертая. В каждой четверти семь дней.
Такого происхождение недели.
До экспериментов, проведенных психологами,
оставалось непонятным, почему была выбрана
семидневная неделя, а не четырнадцатидневная - от
новолуния до полнолуния и от полнолуния до
исчезновения месяца. Теперь это ясно - держать в
памяти все дни недели человек мог только в том
случае, если их число не превышало «семь плюс
минус два».
Семидневная неделя вошла в употребление задолго
до постройки первых городов в долинах Тигра,
Евфрата, Нила - это доказал Б. А. Фролов. Он провел
статистический анализ огромного количества
орнаментов, нанесенных доисторическими людьми
на орудия труда, украшения, посуду, и обнаружил,
что наиболее часто встречающиеся ритмы кратны
двум числам - 10 и 7. особенно часто орнаменты из
повторяющихся семи точек или черточек
встречаются на глиняных или костяных женских
фигурках.
Здесь мы подходим к самому главному - к ответу на
любимый вопрос криминалистов: «Кто в этом
заинтересован?»
С помощью семидневной недели можно было
отсчитывать двадцативосьмидневные лунные
месяцы. А нужда в этом была преогромная: в среднем
двадцать восемь дней длится у женщин
биологический цикл, от которого зависит
возможность зарождения новой жизни, и примерно
десять раз по двадцать восемь дней длится
пребывание плода в материнском чреве.
Совпадение периода обращения луны вокруг земли с
биоритмами человеческого организма до
настоящего времени не имеет общепринятого
объяснения. По мнению Фролова, синхронизация
могла возникнуть в тот период, когда далекие
предки млекопитающих - первые земноводные -
выходили из океана на сушу. Жизнь этих существ во
многом зависела от океанских приливов, а они, как
известно, вызываются гравитационным
воздействием луны.
В связи с предположением Фролова можно вспомнить
гипотезу Д. В. Панфилова, согласно которой
«семейство гоминид сформировалось на берегах
теплых морей, где высокоорганизованные обезьяны,
а затем пралюди собирали пищу на мелководье,
особенно во время отлива». Не тогда ли человек
приобрел (или окончательно закрепил) месячные
биоритмы?
Для контакта с инопланетянами.
Так или иначе, но магия числа 7
обусловлена обстоятельствами, существенными
именно для нашей планеты.
Единственное из наших магических чисел, которое
может претендовать на ранг вселенского и в
качестве такого даже пригодится при первом
контакте с инопланетянами (если он когда-нибудь
произойдет), - это число 3. Как и число 7, оно было
выделено на заре человеческой культуры, но в
отличие от прочих чисел, о которых говорилось
ранее, с ним изначально был связан не просто
утилитарный, но и мировоззренческий смысл.
С самого начала своего становления человеческий
разум столкнулся с триадами, определяющими
существенные свойства природы. Трехмерность
пространства: длина, ширина, высота. Трехфазность
вещества: твердое тело, жидкость, пар (а так же
земля, вода, небо; еда, питье, воздух). Триединство
времени: прошлое, настоящее, будущее. Троичность
семьи: отец, мать, детеныш.
Трудно представить себе, чтобы эти триады прошли
мимо сознания людей, даже стоявших на очень
низком культурном уровне. Есть и прямые
доказательства обратного. Например, одежда
шаманов в Северном Приуралье была украшена
бляшками, на которых изображались «Три мира», их
владык шаман призвал себе на помощь во время
камланья. Верхний мир - небо. Средний мир - земля.
Нижний мир - вода (вспомним ключи и колодцы).
Мифические владыки трех миров, представлявшиеся
вначале в виде животных и птиц, постепенно
превращались в богов, которые, впрочем, до поры до
времени могли сохранять птичьи крылья или
звериные головы. В греческом пантеоне богом неба
был Зевс, богиней земли - Гея, богом воды -
Посейдон.
Осмысление троичности времени тоже привело к
мифическим триадам, например, к индуистской
системе Тримурти, верховного божества, единого в
трех лицах: Брахмы - создателя вселенной, Вишну -
ее хранителя, Шивы - разрушителя.
Возникли и другие триединства - у христиан
троица, над рациональным объяснением которой
ломали головы многие поколения теологов. Простой
народ разумел под троицей Саваофа, деву Марию и
Христа, то есть сводил ее к естественной,
природной тройке: отец, мать, ребенок. В
божественную троицу древних египтян входили
Озирис - отец, Изида - мать и Гор - сын.
Мы назвали уже несколько источников особого
отношения людей к числу три - пространство,
вещество, время, семья. Назовем еще один - чувство
прекрасного.
На самом первом уроке композиции художнику
объясняют, что изображение лучше всего строить
по схеме треугольника - это наиболее
уравновешенная наиболее гармоничная схема. Так
построены «Мадонна» Рафаэля, «Над вечным покоем»
Левитана, египетские пирамиды, Казанский собор в
Ленинграде, башни Кремля. Врядли дело тут в
случайной особенности человеческой психики,
скорее в том, что треугольник - простейшая
замкнутая фигура, образованная прямыми линиями.
Не даром же все гениальное просто. (кстати, другая
простейшая замкнутая фигура - круг так же создает
ощущение гармонии; по схеме круга создана
«троица» Рублева).
Есть, возможно, и другие обстоятельства,
сделавшие тройку первой среди равных, но
достаточно и перечисленных.
Не потому ли связано с числом 3 у большинства
людей ощущения гармонии, радости, счастья? Не
потому ли и выходит третий сын победителем из
всех сказочных испытаний? Не потому ли занимают
первое место в выборке фамилий из телефонного
справочника в нашей таблице имена собственные,
произведенные от числительных «три» и «трое»?
И память-снег...
Наше «колесо Юпитера» укатилось уже
довольно далеко от загадочной подробности
давних масленичных обычаев. Пора возвращаться
назад - к шести спицам в колесе, к шести лучам в
«громовом знаке»
Теперь, кое-что зная о рациональных источниках
числовой магии, можно с определенной уверенность
предположить, что выбор числа 6 для
символического изображения солнца тоже
неслучаен, что он подсказан какими-то
особенностями окружающей человека среды.
Какими же? На этот счет недавно была предложена
гипотеза, исходящая из того, что обряды в честь
мифических небесных владык совершались в самых
высоких местах: где были холмы - на вершинах
холмов, где высились настоящие горы - в горах.
«Именно там на вершинах гор, - пишет автор
гипотезы академик Б. А. Рыбаков, - существует
единственное во всей природе, но повсеместное и
устойчивое изображение шестилучевой фигуры -
снег. Высказанная мною догадка о воздействии
структуры снежных кристаллов, состоящих из шести
лучей-радиусов, требует проверки и доследования,
но впредь до появления более убедительной
гипотезы она остается единственным
объяснением…» (Язычество древних славян. М., 1982).
Невольно приходят на ум знаменитые строки Давида
Самойлова:
Но в памяти моей такая скрыта мощь,
Что возвращает образы и множит…
Шумит, не умолкая, память - дождь,
И память - снег летит и пасть не может.
Правда, придумать альтернативную гипотезу не так
уж и трудно, даже, по принципу Оккама, не выходя за
пределы колеса. Скажем, не исключено, что в
древности со светилом соотносили как бы
идеальное (безотходное!) колесо - такое, в котором
суммарная длина спиц примерно равна длине обода:
уже самые первые изготовители колес могли
обнаружить, что из такого же деревца, какое взяли
для обода, получается шесть спиц.
А вот самое, пожалуй, убедительное объяснение - с
точки зрения механики. Наиболее прочны те колеса,
в которых спицы располагаются под равными углами
друг к другу, а разделить окружность на несколько
равных по размеру дуг проще всего с помощью
радиуса этой окружности. Так и возникло особое
отношение к колесу с шестью спицами. Кстати, у
царских колесниц в Древнем Египте были колеса
именно с шестью спицами - изображение такой
колесницы найдено в знаменитой усыпальнице
Тутанхамона.
Чтобы ни было причиной - снежинка или 2пиR - в любом
случае дело сводилось к законам природы, а не к
игре случая.
Колесо - величайшее изобретение человеческого
ума, и не удивительно, что особенности его
движения и даже конструкции могли найти
отражение в древних верованиях и обрядах. Но
трудно вообразить, что тем же самым объясняется
особое отношение к числу 6 в сегодняшней жизни,
когда поджигать тележное колесо и в голову
никому не придет, да и поди достань его в век
сплошной автомобилизации…
У абонентов московской городской телефонной
сети число 6 пользуется популярностью совершенно
исключительной (см. таблицу). По количеству
фамилий, образуемых ею, шестерка опережает даже
единицу, она оставляет далеко за флагом двойку и
четверку, магическую пятерку, магическую
семерку, магическую десятку, и магическую
сороковку. И только перед тройкой пасует.
Может быть, правы те историки-математики, которые
полагают, что наши далекие предки умели считать
только до шести?
А может быть, на любовь к числу шесть повлиял счет
на дюжины? В этом случае механизм появления
магической шестерки мог быть в чем-то сходным с
механизмом появления магической семерки. Как уже
говорилось, более естественной была бы 14-дневная
неделя, но психологическое ограничение («семь
плюс-минус два») привело к семидневке. И число 6
(«семь минус один») лежит в пределах оптимального
интервала оперативной памяти, а потому счет
полудюжинами нередко мог быть предпочтительнее,
чем дюжинами…
Наконец вполне вероятно, что свою роль в подобных
предпочтениях играет совокупность разных
факторов, среди которых могут встречаться и
совсем неожиданные. К примеру, в статистической
выборке по справочнику «Улицы Москвы» следующим
после тройки нарушителем порядка убывания
выступает ничем не примечательная восьмерка. А
все дело в том, что в Москве существует пять улиц
«8-го марта».
Впрочем, и это не случайность.
|