Объединяющая тема тем номеров
Компьютерры двухлетней давности «Цифровой век»
обошла стороной одну из составляющих цифровой
жизни, а именно цифровой поэзии. А напрасно.
Цифровые стихи обладают особым обаянием, ярко
выраженным ритмом, какой-то необычной
энергетикой и, при желании, большой
информативностью. (Например, «Алекс Юстасу…»)
Недалекие, культурно непродвинутые читатели
могут возразить, что, мол, какая же это поэзия –
где слова, образы, чувства поэта?На что мы
ответим, что цифровые стихи ближе к музыке – ведь
в музыке тоже нет слов и готовых образов, но она
красива и волнительна. Для тех, кто еще
сомневается, привожу пример. Числа здесь и далее
разделены пробелами. Хочу лишь напомнить, что все
это, как известно, не терпит суеты – прекратите
жевать, укачивать ребенка и пялиться в телевизор,
соберитесь, наконец, вместе со своей душой, и
продекламируйте нараспев:
128 49
138 45
13 30 29
12 8 35
16 9 19
2801
4 8 112
5 9 000 1
Ну как? Почувствовали ритм?
Попробуйте сами сочинить – получите огромное
удовольствие от приобщения к поэзии цифр через
цифровую поэзию.Для толстокожих зануд,
предпочитающих поэзию хотдогов и мобильников, не
попавших под обаяние ритма и ждущих практической
отдачи, можно сообщить, что цифровая поэзия
служит идеальным средством обучению теории
стихосложения. Мелодичность стиха, как известно,
обусловлена чередованием ударных и безударных
гласных, наименьшая ячейка из них называется
стопой. В зависимости от характера первого слога
(то есть, с ударением он, или без ударения)
различаются пять родов стоп с особыми
названиями:
- Ямб (1 - для сисадминов поясню -
один, ударение на втором слоге)
- Хорей (8 - восемь, ударение на первом слоге)
- Дактиль ( 1000 - тысяча, ударение на первом из трех
слогов)
- Амфибрахий (13 - тринадцать, ударение на втором из
трех слогов)
- Анапест (50 - пятьдесят, ударение на последнем из
трех слогов)
Теперь вы можете разобрать
примеры посложнее:
- Трехстопный ямб 12 22 ….
- Четырехстопный ямб 12 20 22…
- Пятистопный ямб 4 42 4 2 1…
- Трехстопный хорей 100 40 1 (или 141)..
- Четырехстопный хорей 48 39.. (для тех, кому все еще
трудно - «Наша Таня громко плачет»)
- Трехстопный дактиль 1000 300 4…
И так далее. А на трех- и четырехстопные
амфибрахий и анапест придумайте примеры сами,
ведь все цифры под рукой, их всего десять, а
количество чисел не ограничено.
После того, как разобрались с
размерами, будущих цифровых
Прутковых-Щипачевых-Ахмадулиных заинтересует
вопрос - какие строки рифмовать, первую с третьей,
или, наоборот, первую с четвертой? И сколько может
быть вариантов рифм? На этот вопрос отвечает
известная любителям математики
последовательность Белла
(1, 1, 2, 5, 15, 52, 203, 877, 4140, 21147, 115975, 678570, 4213597, ...),
показывающая, например, количество вариантов,
которыми могут быть разгруппированы n элементов.
Так, набор {1, 2, 3} может быть разделен следующими
способами:
{ {1}, {2}, {3}} { {1, 2}, {3}} { {1, 3}, {2}} { {1}, {2, 3}} { {1, 2, 3}}. Что
соответствует четвертому числу Белла. А еще
числа Белла показывают число вариантов рифм в n
строках, что нас и интересует. Для 1 строки - 1
вариант, для двух - два (aa и ab), для трех - 5
вариантов (aaa, aab, aba, abb, abc), для четырех - 15
вариантов:
aaaa, aaab, aaba, abaa, abbb,
aabb, abba, abab, aabc, abac,
abca, abbc, abcb, abcc, abcd
Какой схеме соответствует
фрагмент песни Высоцкого:
«Те, кто выжил в катаклизме
Пребывают в пессимизме,
Их вчера в стеклянной призме
К нам в больницу привезли»?
Если вы уверены, что вариант abcd
не встречается, то напрасно, вот куплет из
популярной веселой туристической песни:
«На сосне сидит сова
Чешет правый свой нога
Мимо заяц пробегал
Тоже семечки грызет»
Попробуйте вспомнить примеры
для других схем - увлекательное занятие. Но,
главное, попробуйте сами написать цифровое
четверостишие на каждую схему. Присылайте,
удачные стихи будут опубликованы в первом
альманахе цифровой поэзии «Полторы
трубы».
Кстати о полуторах - почитатели цифровой поэзии,
как это бывает в искусстве, разбились на два
лагеря. Первые, представители «чистого»
направления, допускают использование только
цифр, как в наших примерах. Вторые, так называемые
«либералы», используют дроби (типа «три целых
семь десятых» или «четыре сорок пятых»,
недесятичные, естественно, после сокращения),
знаки, обозначающие действия и даже функции.
Например:
Sin(19)
+корень из 5
Atg(18)
+ интеграл 6
(Что такое интеграл шести не
будем уточнять - уж больно забористо звучит…).
Так, что каждому надо определиться - с кем он. И
начинать.
Непреодолимой трудностью в
распространении цифровой поэзии является
непереводимость шедевра на другой язык, причем,
прочитать его сможет каждый иностранец, знакомый
с арабскими цифрами, но ритм, поэзия пропадут.
Назовите, например, число 15 на всех известных вам
языках, длина слова и ударения в нем не совпадают.
Зато 25 рифмуется с 35 во всех (наверное) языках.
Интересны любые соображения полиглотов.
Ну, вот, если начало прошлого
века окрестили Серебряным Веком поэзии, то как
окрестить начало нынешнего уже понятно. Окуните
ваши кисти.
Дополнительные источники
Н. Абрамовъ. Даръ слова.
Искусство писать стихи. С.-Петербургъ. 1910.
Как вам источник? Это вам не привычные
Яндекс-Раблер-Гугль, где все на тарелочке… ладно,
сжалюсь:
http://alf-nuernberg.narod.ru/gedichte/razmer.html
- о размерах стихов.
В «Полуторах трубах» появились уже
присланные шедевры, а также числовые лимерики –
нумерики, поэмы и шутки из жизни цифр,
присоединяйтесь.
Пост Скриптум После написания
статьи я обнаружил на литературной Яхте "Лопе
де Вега" замечательную страницу,
посвященную цифровым стихам http://yacht.zamok.net/Bryzgi/digiverse.html,
так, что процесс, как
говорил известно кто, пошел.