Написано в
январе 2001 года в соавторстве с Апачей (смотрите
Форум), направившей меня на Sodaplay и на другие
интересные адреса.
Кошка на мышке или Sodaмазохизм
- Это робот? - Робот. Но, знаете, он
никуда не годиться. Я
сделал его спьяну, понятия не имею, отчего и
зачем.
Стоит тут перед зеркалом и любуется
сам собой. И поет. Завывает, как пес над
покойником.
Генри Каттнер Робот-зазнайка.
Всем известно, что общение с
Интернетом подвержено определенным циклам.
Иногда вдруг откроется такое, что заставляет
сослуживцев и домочадцев вскрикнуть от
изумления и восторга, но чаще сидим, вспоминая
нудные статьи о том, что Сеть – это большая
помойка, в которой есть все, но ничего нельзя
найти. А не найдя новенького на привычных
адресах, подавив зевок говорим себе – да и откуда
взяться новенькому-то, ведь все новости давно
читаны, да и вообще, как известно, то, что ново –
то нехорошо, а то, что хорошо – не ново. Так и
гундим, пока не…
Все уже предчувствуют, и
правильно, вы узнаете о самом приятном адресе
Сети, замечательной модели, оторваться от
которой невозможно. Заходим на www.sodaplay.com,
щелкаем послушно по Click here to play и перед нами
открывается чудо. По экрану ходит фантастический
организм. Именно ходит, перебирая ногами, и
именно организм, так и хочется сказать, живой. Он
переваливается, изгибается, колышется в такт
движению. Уткнувшись в стенку, он, не
разворачиваясь, идет в обратную сторону.
Придя в себя после некоторого
шока, пытаемся осмотреться, начав, как утверждают
специалисты по психологии восприятия, с левого
нижнего угла, где расположены три регулятора.
Каждый из них отвечает за потрясающие эффекты:
1. g – гравитация - при увеличении несчастный
организм, несмотря на его попытки подняться,
прижимает к полу, при уменьшении он начинает
подпрыгивать, все выше, пока вообще не взлетит.
2. f – сила трения от полного сцепления с хорошим
шаганием до проскальзывания с зависанием на
месте.
3. k – жесткость звеньев, от вибрации при большой
жесткости до расслабленного провисания при
малой. Над ними расположен регулятор частоты
колебания мускулов организма с наглядной
синусоидой. Справа, при включенном звуке
расположен регулятор громкости и регулятор
соотношения работы фантастического «мотора» и
ударов о стенки.
Все это создает невероятно
занятные эффекты. Удивляемся дальше. На Содаплее
выложена коллекция причудливых организмов,
которые можно выбирать, нажимая на кнопку File.
Например, колышущаяся Амеба, убавив жесткость, мы
можем заставить ее распластаться с
подрыгиваниями и колебаниями.
Летающий Змей, причудливо
извивающийся и превращающийся в ползающего при
добавлении гравитации
Умилительное симметричное
существо с двумя хвостами (или хоботами),
качающимися в такт движению. Еще занимательная
«фича» - узловые точки откликаются на мышь, можно
«захватить» их мышкой и таскать по экрану.
Организм, извиваясь (и возможно ворча) вынужден
подчиняться.
И он не просто «висит» на мышке, -
вы держали за шкирку кошку? – так вот, организм
также извивается, машет лапами и хвостами, моля о
пощаде. Захватив организм мышкой за «задний
хобот», можно чуть приподнять его, он скребет
передними ногами, беспомощно машет задними и
виляет телом, пытаясь уйти от мучителя. Сцена
очень эмоциональная, и один из авторов
чувствовал себя неловко… И не только он,
просматривая FAQ, вы увидите вопрос посетителя,
спрашивающего – не больно ли организмам, когда
над ними издеваются?
Трудно прекратить обзор
удивительных созданий Sodaplay, но о трех нельзя не
сказать. Это башня, изгибающаяся и шагающая по
экрану и разворачивающаяся при ударе «головой» о
стенку.
Непременно попробуйте ее
перевернуть и пустить летать. Это пирамида с
привязанными вращающими гирьками, тоже
причудливо ковыляющая от стенки к стенке и
гусеница с шипами.
Чудеса не кончаются – есть
специальный конструктор, позволяющий каждому
сконструировать свой организм и запустить его в
жизнь. Также есть зоопарк всех созданных
организмов, можно запустить любой для просмотра
или взять его за основу своей конструкции. Все
это чем-то напоминает механизмы с планеты
Кин-Дза-Дза. Все организмы состоят из масс -
шариков с весом и инерцией, мускулов и пружинок.
Работа с конструктором требует определённого
навыка, который, впрочем, быстро приобретается.
Расположенное сверху меню
позволяет переключать режимы игры(simulate) и
конструирования(construct), удалять отдельные узлы
организма(delete) и уничтожать неудачные создания
(clear all). Чуть правее в этом меню находим список
стратегий движения организмов: самостоятельный
поворот возле стенки(auto reverse),движение только
вперёд(forward), движение назад(reverse) и включение
ручного управления(manual). Следующая кнопка
предназначена для изменений гравитационных
условий: включение гравитации(gravity on) , отключение
гравитации (gravity off) и изменение направления
гравитационных сил (gravity reverse).
Вообще-то я могу и получше, -
сказал Бог, вылепив человека.
Попробуем соорудить
какое-нибудь чучело. Включаем режим Construct и
задаём узловые точки конструкции, в которых
сконцентрированы массы. От черного кружка массы
тянется нить - будущая пружина (spring), которая
соединяется со другой массой. Достаточно
щёлкнуть мышью, чтобы задать положение новой
массы. Длина пружины "в покое" определяется
в момент создания и остаётся впоследствии
неизменной. Пружины можно превратить в
"мускулы", выбрав подходящую пружину
щелчком мышки в центре отрезка. Свойства
мускул(ов) несколько отличаются от свойств
пружин. Длина мускула меняется по
синусоидальному закону. Изменить частоту
колебания можно при помощи регулятора,
расположенного слева от графика волны.
Достаточно потянуть за чёрную точку.
Смастерив несложную
конструкцию, например, тетраэдр, одно из рёбер
которого - мускул, а остальные - пружины, и
понаблюдав за его движением, заметим, что
сокращение мускула в одних случаях стимулирует
направленное горизонтальное движение, а в других
- только "подрагивания" . Как же заставить
работать мускулы на перемещение? Простейший
способ - соединить два мускула в одной узловой
точке, сместив фазу их колебаний на четверть
периода. Задать сдвиг фаз можно при помощи всё
того же синусоидального графика в левой части
окна, подняв чёрную точку, расположенную под ним,
на нужный уровень. Фазу колебания каждого
мускула легко отслеживать визуально.
Получившаяся "конечность" вполне пригодна
для ходьбы, но неустойчива.
Один из авторов соорудил (точнее
соорудила) несколько организмов, в том числе
симпатичная летучая мышь и breakdancer, оба названия
на редкость удачны.
Если воспользуетесь Промптом
для перевода инструкций, то его Весны (springs)
вместо пружинок и «серьезность» вместо
гравитации внесут приятное разнообразие в
освоение Конструктора. (Он же сообщил, что Soda
написан на острове Ява.)
Пронизаны юмором ответы на
вопросы, авторы Sodaconstuctor’a вложили в страничку, в
каждый организм, частичку себя, спасибо им.
Информацию об авторах можем получить самую
скудную, - руководитель проекта Эд Бартон и все
они из Англии. (А в Рунете, что ни страничка, то
«обо мне» с иконостасом из банеров и счетчиков)
Один посетитель спрашивает:
«Из-за Soda я перестал работать, спать и есть –
можно ли считать меня наркоманом?» на что был дан
короткий ответ: «Да». Так что приобщайтесь.
P.S. Среди ссылок на работы разработчиков Соды
попадете вдруг на http://singlecell.org/december/
и поймете вдруг, что все прежние удивления
вашей жизни были такими ничтожными….
|