Опубликовано в
журнале infocom.uz
Тайны "Книги перемен" и макрос с
цитрусом
Ты числами достал меня, Махмуд!
Арабскими и римскими - любыми.
Их больше, чем на белом свете Будд,
Им Легион - незначащее имя.
http://www.dol.ru/users/levinb/glup_fr.htm
Как-то давно, в доперестроечные
времена, на иссык-кульском пляже собралась толпа
зевак. Все смотрели на чудо - старик предсказывал
будущее, желающие бросали монеты, а он по книге
читал им предсказания. Это теперь ни одна газета
не обходится без астрологического прогноза на
неделю и пол-Рунета занимают гороскопы, а в "те
времена далекие, теперь почти былинные" (В.
Высоцкий), пронизанные научным коммунизмом,
истматом, диаматом и прочими заклинаниями,
предсказатель выглядел таким же чудом, как
мамонт или динозавр.Но, согласитесь, так хочется
заглянуть в будущее, и не просто узнать курс
акций и валют, а в общем, что нас ждет. Официальное
христианство всеми своими конфессиями гадание
запрещает, но, будем считать, что знакомство с
Книгой перемен не самое большое нарушение.
Сейчас каждый желающий в Сети может ознакомиться
с "Книгой перемен", заочно, в онлайне,
нагадать себе будущее и узнать ее историю.
Хорошим тоном для поддержания
светской беседы считается знакомство с Фэнь-шуй.
Это китайское учение об оптимизации окружающего
мира жилища и окружения. Например, чтобы вам
разбогатеть, у южной стороны вашей комнаты
должен быть фонтанчик, или миска с водой, или хотя
бы картинка с озером. Это конечно
вульгарно-примитивное отношение к учению,
являющемуся основой китайского менталитета, на
самом деле все сложнее и красивее, пронизано
поэзией и древней философией. В основании
Фень-шуй лежат пять древних книг, и самая первая
из них И Джинг (в некоторых источниках И Цзин или
Yi Jing в англоязычных источниках) или Книга
перемен.
На http://www.168fengshui.com/Articles/yijing.htm
можно найти исторические сведения (на
английском) о том, что в древнем Китае гадали,
рассматривая сочетания целых и поломанных
костей, о том, что во времена Великого потопа
Мастер Ю увидел водяную черепаху с узором на
панцире, составляющем магический квадрат из 15
триграмм, что 2200 лет до наше эры книга И Джи
состояла из 4 тыс. знаков (иероглифов), а позже
Конфуций добавил комментарии размером ещё в 6000
знаков. Тысячей лет позже, во времена династии
Шенг, Вэн, правитель провинции Чжоу, уложил
триграммы одну на верхушку другой, соорудив 64
гексаграммы. В целом, книга занимает около 30
страниц на китайском языке. К настоящему времени
написаны более чем 10 тыс. разных комментариев и
эссе, посвящённых И Джинг.
По теории "Книги Перемен"
весь мировой процесс представляет собой
чередование ситуаций, происходящее от
взаимодействия и борьбы сил света и тьмы,
напряжения и податливости. Каждая из таких
ситуаций символически выражается одним из 64
знаков (гексаграмм), состоящих из двух типов черт.
Один тип представляет собой целые
горизонтальные черты: они называются ян
("световые") или ган ("напряженные").
Другой тип черт это прерванные посредине
горизонтальные черты; они называются инь
("теневые") или жоу ("податливые"). В
каждом значке (гексаграмме) шесть таких черт,
размещенных в различных комбинациях, например: , ,.
Каждая гексаграмма состоит из двух так
называемых триграмм (значок из трех черт).
Считается, что нижняя триграмма относится к
внутренней жизни, к наступающему и созидающему, а
верхняя к внешнему миру, к отступающему, к
разрушающемуся.
Все известные источники
приписывают изобретение гадательных триграмм
легендарному правителю древнего Китая Фу Си,
который пребывал у власти, как принято считать, с
2852 года до 2737 года до нашей эры (почти 5 тысяч лет
назад !!!). Символы эти Фу Си изобразил в такой
последовательности:
Различные сочетания этих триграмм и образуют все
гексаграммы в количестве 64: Каждая гексаграмма
имеет свою смысловую трактовку и свой номер
согласно таблице гексаграмм:
Принцип гадания прост:
задумавшись над каким-либо конкретным вопросом
(т.е. медитируя над ним), вы подбрасываете монету
шесть раз и рисуете снизу-вверх (!!!) гексаграмму в
зависимости от выпадаемого результата, затем
находите по таблице гексаграмм ее номер и по
"Книге Перемен" ее смысловое значение,
которое и является искомым описанием ситуации с
рекомендациями действия... Автор интересной
статьи "Математические загадки "Книги
Перемен" А. Скляров (расположена на http://am-project.narod.ru/gerasim/text.htm,
с нее позаимствованы некоторые иллюстрации, есть
зеркало на http://piramyd.express.ru/disput/sklyarov/ICHZIN/text.htm)
нашел интересные закономерности, пытаясь
рассуждать о "странностях" построения Книги
перемен.
Рассмотрим порядок триграмм.
Напомним его: .
На первый взгляд было бы логично, если бы
триграммы располагались, например, в такой
последовательности: и т.д., т.е. прерывистые
линии (черты) последовательно заменяли бы
сплошные линии. Или, еще точнее, если учесть, что
триграммы (как и гексаграммы) пишутся и читаются
снизу вверх, то гораздо более логичной была бы
следующая последовательность:
и т.д. или нечто подобное... Но если мы поставим
в соответствие сплошной черте цифру "0", а
прерывистой цифру "1" и запишем триграммы в
привычной нам горизонтальной "развертке": 000
001 010 011 100 101 110 111, то увидим, что
последовательность триграмм в Книге перемен
есть ничто иное, как числовой ряд от 0 до 7 в
двоичной системе записи чисел:
Просто невероятно, но это говорит о знакомстве
древних китайцев с двоичной системой счисления и
позиционным принципом записи чисел пять
тысячелетий назад.
Связь древней книги с двоичной
системой счисления была известна и создателям
двоичных чисел в нашу эпоху. На цитированной выше
странице http://www.168fengshui.com/Articles/yijing.htm
рассказано, как Лейбниц, делящий с Ньютоном славу
создателей дифференциального исчисления,
вплотную приблизился к открытию двоичных чисел,
когда он наткнулся на И Джинг в 1689. Иезуит Бове
прислал ему копию из Китая, со списком гексаграмм
и порядком чисел в Книге перемен. Лейбниц сразу
распознал, что символы гексаграмм есть ничто
иное, как двоичное представление целых чисел от 0
до 63, начиная с Земли (0) и заканчивая Небесами(63).
Он был поражён открытием в столь древнем
источнике той самой идеи, над которой работал
сам, а именно, что только при помощи нуля и
единицы можно построить всё, что угодно. В своей
первой полной работе по двоичным целым числам,
опубликованной в 1703 году, Лейбниц признал
происхождение этих идей из "древнекитайских
диаграмм ". Он верил, что бог открыл истину в
Книге перемен за три тысячи лет до начала нашей
эры. Убедившись, что ряды таблицы представляют
собой три разряда в двоичной записи естественно
предположить, что по рядам таблицы расположены
старшие разряды степеней двойки, что дает нам
возможность увидеть двоичную таблицу.
Или, в привычной десятичной
системе:
Но полученные нами цифры не
совпадают цифрами-номерами на классической
диаграмме Книги перемен. Далее в своей статье А.
Скляров путем манипуляций с двоичными числами
(например, прочтением двоичной записи числа
задом наперед с получением другого числа) нашел
правила расположения некоторых чисел, но для
всех чисел найденный им алгоритм не работает.
Например, числа, выделенные красным цветом,
расположены по неведомому нам (пока) закону. К сожалению, пишет А. Скляров в
своей статье, пока автору не удалось отыскать
каких-либо иных закономерностей в системе
нумерации гексаграмм по "Книге Перемен",
кроме разбивки на пары чет нечет и обратным
прочтением двоичного кода числа (подробнее
смотрите на http://am-project.narod.ru/gerasim/text.htm).
В частности, "хаос" в распределении по
таблице самих пар чет нечет никак не удается
упорядочить (скажем, не ясно почему гексаграмма
№3 не находится рядом с гексаграммой №1 или №2, а
расположена чуть ли не в середине таблицы).
Сможет ли кто-нибудь упорядочить
этот "хаос" и возможно ли это вообще пока не
ясно... Предложение ко всем мыслящим существам
отвлекитесь от суеты и попробуйте разгадать
тысячелетнюю тайную закономерность... Да и
согласитесь, было бы даже немного обидно, если бы
мы так сразу разгадали все тайны древнейшей
магической книги. Хотелось бы напомнить, что
регулярно появляются сенсационные сообщения о
том, что в Библии, например, закодирована
информация и с помощью программ удалось
прочитать те или иные предсказания. На что один
исследователь сообщил, что его программа нашла в
Библии закодированное послание о том, что в
Библии нет никаких предсказаний. Это, конечно,
шутка, и никто не запретит нам упражняться в
математике и информатике.
Еще небольшое отступление не
совсем по рассматриваемой ныне теме. Наверняка
любителям головоломок с детства известна задача
расположить на шахматной доске восемь ладей так,
чтобы они не били друг друга. Задача не сложная
(да хотя бы поставить их по диагонали), но, тем не
менее, обратите внимание, что на последнем
рисунке чудесным образом показано одно из
решений этой задачи. (Более красивая и сложная
такая же задача с ферзями, причем надо найти
количество вариантов расстановок n ферзей на
доске nхn, читайте статьи на Арбузе... ). Еще видно,
что две пары трех полей расположены по "ходу
коня".
Если вы всерьез
заинтересовались гаданием по Книге перемен, и
попытаетесь что-либо найти в Сети, то утоните в
море бесполезных адресов, которые вам предложат
Яндекс с Рамблером, Гуглем и Апортом, поэтому
лучше воспользоваться моей подборкой.
На http://agri.narod.ru/gua/vv.htm
найдете расшифровку каждого числа на диаграмме и
опыты с Книгой перемен, причем, сказано, что опыт
№4 опасен для человечества, осторожней. Если
увлекаетесь философией Китая посмотрите http://www.rg.ru/teoria/articles/hist/10.htm
(и вообще, зайдите на эту страничку, не пожалеете
журналист А. Валентинов собрал интересные
научные идеи, факты, гипотезы). Схемы гексаграмм с
толкованиями есть на http://astro.nm.ru/bc.html.
Впервые в Сети я увидел Книгу перемен года три
назад в "Отеле "У Максима"" http://www.citycat.ru/julia/hotel/index.htm
(кстати, там в Чайной комнате есть моя
давнишняя статья о том, как надо пить чай), а на
красиво оформленной странице Юлии заведующей
хозяйством этого самого Отеля http://www.citycat.ru/julia/i-czin/index.html
есть толкования гексаграмм. И еще ссылки по теме: http://www.avestadesign.ru/iching/iching.htm
http://www.telegraf.ru/btlnf/turism/land/china/mainbook1.htm
http://www.easycom.ru/izin/index.htm можно погадать
http://www.dubna.org/goroskop/change/index.asp?step="00&ch=1 " тоже
можно погадать. http://www.mtu-net.ru/dao/n9/Konferencia_po_I-zin.htm
Конференция по изучению "Книги Перемен"
и два адреса на аглийском языке: http://members.ozemail.com.au/~ddiamond/motives.html
причем книга называется Book of changes, то есть, так же,
как и на русском языке, во всех других источниках
Yi Jing. http://www.links.net/spirit/iching/pkdick.htm
о связи Книги перемен с шизофренией. Будем
надеяться, что у нас эта связь не проявится, даже
после изучения своеобразной статьи авторов
Ханджян О.А., Ханджян А.О. "Система Книги
Перемен", расположенной на http://hark.narod.ru/StaKniPer/StaKniPer.htm,
в которой показано, что система Книги Перемен
является времениподобной системой. На этой
основе определено оптимальное квадратное
размещение, потоки перемен, устройство системы.
Показано также, что в таком виде система Книги
Перемен является моделью природы, раскрывающей
причинно следственные связи, разнесенные во
времени.
Но движемся дальше, для чего
вернемся (тавтология) к диаграммам Книги перемен.
Точнее, к заложенной в ней идее развернуть на
плоскости двоичные числа, откладывая по
горизонтали младшие их разряды, а по вертикали
старшие. Уверен, что многие уже вспомнили, где
видели подобный прием - в таблице кодов
символов.
Коды символов - музыка в
числах
Если бы на Марсе была жизнь, мы бы
уже давно увидели на нём эту надпись
В 70-е годы на смену устройствам с
пятидорожечнымы перфолентами для станков с ЧПУ
стали приходить новые, с восьмидорожечной. Часто
приходилось "читать" перфоленту (или даже
колоть новые дырочки и залеплять старые при
внедрении программ обработки деталей),
приходилось делать шпаргалки с соответствием
символов и комбинаций отверстий и ругаться на
разработчиков ISO-7bit за бестолковые комбинации.
Пока я не узнал, что каждая дорожка на ленте это
степень двойки и каждому символу соответствует
двоичный код, который легко запомнить в
десятичном представлении, после чего,
естественно, надобность в шпаргалках отпала.
Повсеместное внедрение машин серии ЕС, а после
СМ, привело к внедрению стандарта ISO-8bit,
основанного, как мы узнали позже на американском
стандарте ANSI.
С появлением в учреждениях
первых персональных компьютеров IBM-PC началась
великая революция народ начал программировать.
Технологи, врачи, экономисты все начали делать
простенькие программки на бейсике (GWBasic, помните?,
потом Turbo Basic от Borland и Qbasic известно чей),
облегчающие работу расчет режимов резания,
расписания, графики и прочие. Потом многие
перешли на Турбо Паскаль, ФоксПро, а потом и на HTML,
Java и PHP, уверен, что вы узнали своих себя или
знакомых. Это все к тому, что коды символов из
таинства для посвященных превратились в рабочий
инструмент каждого второго. Только с
прослушиванием любимой мелодии можно сравнить
разглядывание символов кодировки 866 для ДОСа с
кириллицей, да еще выведенные нашей программой.
Итак, текст программы в FoxPro 2.0 для DOS'a (не смотря на
новые привязанности вроде HTML/CCS и т.п., FoxPro для DOS
самая верная любовь, подробнее об
этой любви).
set color to n/w* && назначаем цвет экрана и текста
clear && очистка экрана
for y=1; to 16 && открываем цикл по строкам
a=''
for x=0 to 15 && открываем цикл по столбцам
a=a+str(y+x*16,3)+chr(y+x*16)+' '
next x
@y,0 say a
next y
Как видно из текста программы, в
каждой из 16 строк выводится переменная,
состоящая их 16 (от 0 до 15) зон, в каждой из которых
высчитывается и выводится код символа и сам
символ. Для экономии места символ выводится
вплотную с его кодом, для цифр это создает
небольшое неудобство, но зато все компактно
расположено. Принцип вывода такой же, как и для
гексаграмм там младшие три разряда
откладывались по горизонтали и давали 8 столбцов,
а старшие три разряда давали 8 строк. Здесь же мы
выводим 256 символов, направив младшие четыре
разряда по горизонтали (16 столбцов), а старшие по
вертикали (16 строк) Да, одно неудобство в конце
работы программа дает предупреждение, что нет
символа с кодом 256, это последнее значение, просто
проигнорируем его и увидим результат работы
программы. Чтобы хорошенько, с удовольствием
рассмотреть его, щелкните мышкой по картинке,
таблица откроется в отдельном окне, всего 4,7кб
Разглядывать таблицу можно
бесконечно, не переставая подмечать ее
особенности. Здесь видны символы, которых нет на
клавиатуре управляющие, с кодами до 32 и
псевдографики с кодами от 176 до 223, причем видно,
что символы кириллицы идут не подряд, а разделены
символами псевдографики. Видно также, что при
нажатии Shift от кода буквы вычитается 32, что
превращает строчную букву в прописную. Для цифр
же нажатие Shift вычитает из кода 16 и выводит
спецсимволы, но не для всех, символ "^",
расположенный на клавише "6" имеет код 94,
круглые скобки и "&" тоже как бы не на
месте. А что за чудо псевдографика какие
позволяла делать красивые программы - экран,
залитый символом с кодом 176, меню с двойной
рамочкой и тенью из кода 177 или 178! Есть и буква ё,
держащаяся особняком и в таблице и на клавиатуре.
Отдав должное ностальгии по ДОСу
вернемся в действительность, состоящую в
основном из cp 1251 (cp - code page, кодовая страница
кириллицы для Windows) и реже, при прогулках в Сети,
из КОИ-7. Как быстрее всего посмотреть все
символы? Вариантов исполнения множество, но не
надоело ли вам кодировать? Воспользуемся мощью
Excel'a. В новом листе встаньте на ячейку С1 и введите
в нее текст =СИМВОЛ(СТРОКА()+(СТОЛБЕЦ()-1)*16-1).
Потом распространите его (потянув мышкой за
крестик в правом нижнем углу ячейки С1) на
диапазон до ячейки Р16. И сразу увидите желаемые
символы. Причем тем типом и размером шрифта,
который у вас является текущим. Большие и
маленькие английские и русские буквы залиты
цветным фоном для наглядности после работы
формулы.
Всем хороша наша таблица для
просмотра написания всех символов кроме мелочи
не выведены коды символов, а ведь мы хотели
разглядеть хорошенько эти коды и пользоваться
таблицей для справки. Снова засучиваем рукава и
меняем содержание ячейки
С1: =ТЕКСТ(СТРОКА()+(СТОЛБЕЦ()-1)*16-1;"0")
&" "&СИМВОЛ(СТРОКА()+(СТОЛБЕЦ()-1)*16-1). То
есть добавляем посчитанный код с переводом его в
текстовый формат и даем команду слияния двух
участков текста, точнее, трех, так как добавим
пробел для удобочитаемости. Распространяем
таким же образом на тот же диапазон и
рассматриваем результат. Обратите внимание, что
символы с кодами менее 32 в ср1251 не имеют значков.
Посмотреть таблицу в
отдельном окне.
Подробнее о разных кодировках
кириллицы можно прочесть, например, на http://www.iis.ru/el-bib/1998/199802/EGHS/eghs.ru.htm,
о кириллице с точки зрения Веб-дизайна на http://www.citforum.ru/internet/webd/article_20.shtml
и http://www.iis.ru/cyrillic/resource/report1997.ru.html
И немного о шрифтах, макросах
и цитрусах
Человек ведет переписку со всем
земным шаром, а через печать сносится
даже с отдаленным потомством.
Козьма Прутков. Мысли и афоризмы.
Сначала все-таки немного о
шрифтах, а потом уже макросы и цитрусы. Любите ли
вы шрифты? Сама постановка вопроса может
показаться странной, ну и пусть, я люблю шрифты.
То есть всегда обращаю внимание на шрифт текста,
будь то книга, журнал или вывеска, при встрече
нового шрифта рассматриваю начертания символов.
Шрифт во многом определяет внешний вид любого
издания от небольшого рекламного листка до
многотомной энциклопедии. Назначение шрифта
представить документ в удобном для чтения виде.
Красивый шрифт, как произведение искусства,
способствует лучшему художественному
оформлению текста. Выбор шрифта зависит от
текста и предполагаемого читателя. Шрифтовое
оформление используется для выделения
заголовков, смыслового разграничения отдельных
фрагментов, при написании формул, индексов. Даже
создавая документ в DOS и выводя его на матричном
принтере, можно создавать очень выразительные,
приятно-читаемые тексты.
Отступление в MS DOS
Многие пользователи самых
распространенных сейчас матричных принтеров
Epson-1050+ или Epson-1170 даже не подозревают об их
богатых возможностях, доступных при создании
документов из программ. Задавая управляющие коды
можно менять параметры печати. Не останавливаясь
на задании параметров страницы, межсточных
интервалах, прогонах листа, пропусках перфорации
листа и прочих настройках, расскажу коротко о
шрифтах, заложенных в принтере.
* Есть два режима печати: быстрый черновой и
медленный высококачественный
* Для высококачественного вывода текста есть два
набора символов кириллицы прямой светлый шрифт
(Roman), похожий на шрифт пишущей машинки и
гротесковый шрифт (San Serif), тоже удобный для
восприятия.
* Два режима печати Pica (10 знаков на дюйм, на
стандартной странице поместится 80 символов в
строке, как на экране в текстовом режиме DOS) и Еlite
(12 знаков на дюйм, в строке помещается 100 символов,
то есть чуть сжато).
* Включение и выключение курсива.
* Включение и выключение подчеркивания, печати
верхними и нижними индексами.
* Включение и выключение режима двойной ширины
символов.
* Включение и выключение режима двойной высоты
символов, мало кто об этом знает, но очень удобно
для заголовков.
* Включение и выключение пропорционального
шрифта. О пропорциональных шрифтах смотри ниже.
* Режимы выделенной печати (при втором проходе
головка смещается по горизонтали и символы
получаются толще) и печати за два прогона (со
смещением по вертикали)
* Включение и отключение сжатого (condensed) режима,
при котором символы печатаются в полтора раза
плотнее, в комбинации с режимами Pica и Elite
позволяет выводить широкие таблицы.
Управляя из программы выводом на
матричный принтер (используя символы
псевдографики это отдельная тема, одна из моих
любимых), можно из зауряднейшего акта
инвентаризации или ведомости на зарплату
получить документ, с которым просто приятно
работать. И даже самые придирчивые кассиры в
банках принимают платежки, напечатанные с
использованием возможностей матричных
принтеров в DOS.
Возвращение в Windows
Безусловно, шрифт самый
интересный,
самый сложный и самый благодатный
из всех строительных материалов дизайнера
. ... Шрифт и текст, несомненно, самая
эзотерическая область визуального дизайна.
Дмитрий Кирсанов. Веб-дизайн.
Можете представить, как я сидел в
появившихся когда-то вместе с Windows редакторах
WinWord и Write и без конца переключал шрифты,
рассматривая их начертания. И так хотелось
поделиться этим восторгом, что в первых
набранных документах на каждой странице менял по
несколько раз шрифты, стиль и размеры. И только
позже пришло понимание того, что документ хорош
не количеством шрифтов, наоборот чем меньше, тем
лучше. Даже желательно весь документ
представлять одним шрифтом (и этот шрифт,
конечно, Times New Roman, но об этом позже), в крайнем
случае двумя, например, для заголовка.
Появившаяся позже операционная система Windows
95...ХР вообще кардинально изменила наше отношение
к компьютеру (некоторые ее ругают, но это все
равно, что ругать телевидение или, допустим,
оцифрованный звук, это есть, это вокруг нас и это
наша жизнь, назад дороги нет!).
Только теперь компьютер стал по
настоящему персональным, мало того, он дает
возможность каждому проявить свой стиль в
настройке Рабочего стола, окон, звуков а это
очень даже немало, часто ли вам дают возможность
проявить свой стиль? Многие пользователи
подчеркнуто оставляют значки стола на
"врожденном" серо-голубом экране, как бы
давая понять, что им некогда заниматься всякими
глупостями, но это тоже проявление своего стиля.
Из множества настроек самые приятные конечно же
шрифты. Отбросив же личные восторги можно
сказать, что самым важным шагом в составлении
документов с внедрением Windows можно считать
применение концепции WYSIWYG (What you see is what you get что
видишь, то и получишь). Готовый документ можно
просмотреть на экране в том же виде, в каком он
выйдет на печать, не делая пробных распечаток.
Единицы измерения, принятые
в полиграфии.
Более подробный разговор о
шрифтах, используемых в документах, начнем с
единиц измерения, относящихся к набору текста.
При работе со шрифтами используют единицы
измерения, принятые в полиграфии: дюймы, пункты,
питчи, пики и интервалы. Горизонтальные
расстояния измеряются в дюймах или пунктах,
вертикальные в интервалах. Размерные единицы
имеют следующие величины и обозначения:
· Дюйм (inch) обозначается буквами in или двойными
кавычками. 1''="25,4" мм.
· Питч (pitch) количество символов (плотность),
которое можно напечатать на отрезке в 1 дюйм.
Обозначается буквой р
· Пика (pica). Один (или одна) пика равен 4,2 мм.
· Пункт (point) обычно относится к высоте литеры
(символа), реже к ширине. В пунктах также измеряют
вертикальное расстояние между строками.
Обозначается буквами pt.
1pt="1/72"=1/12пика=0,352мм." Следовательно,
размер 12 пунктов означает, что высота литеры
равна 12/72''="1/6''" и на одном дюйме бумаги можно
напечатать 6 строчек.
· Интервал li. 1li="1/6''=12pt."
Теперь мы знаем, что выбирая в Word
размер шрифта мы имеем дело с числом,
показывающим высоту символа в пунктах. Какие
применяются шрифты, небольшой обзор. Шрифты
разделяются на растровые, векторные и
масштабируемые. Растровый шрифт изображается
группой точек, соединенных линиями. При
увеличении растровых шрифтов происходит резкое
ухудшение вида символов. В наборе шрифтов это
шрифт Sans Serif, из-за того, что он не масштабируется,
в набор входят несколько шрифтов Sans Serif разных
размеров. Векторные шрифты стоятся прямыми
линиями на основе математической модели символа
и применяются для вывода текста на
графопостроителях, например текст на чертеже в
системе AutoCAD.
Наибольшее распространение
получили масштабируемые шрифты формата True Type.
Все размеры этих шрифтов от 4 до 200 пунктов не
имеют искажений. Они создаются набором контуров
и рассчитываются по математическим формулам, что
избавляет от необходимости загружать память
всеми размерами шрифта. Перед именем шрифта True Type
в иконках стоят буквы ТТ ,(а перед растровыми
стилизованное изображение принтера, В Windows ХР
векторные шрифты, защищаемые цифровой подписью,
имеет ярлычок в виде буквы "о"). В Windows
предусмотрен специальный 32-разрядный
растеризатор, преобразующий векторное
представление шрифтов True Type в растровые образы и
обеспечивающий высокую точность и качество
изображения символов при выводе на экран и на
принтер.
Шрифты True Type обеспечивают
кернинг, то есть уменьшение межбуквенного
расстояния для определенных пар. Например, в
сочетании "ГА", если буквы не сдвинуть, то
текст будет казаться с пробелом. В минимальный
комплект поставки Windows 95 входили 5 шрифтов True Type:
Arial, Courier, Symbol, Times New Roman и Wingdings. В разные
локализованные версии входят наборы
кириллических шрифтов. Шрифты с дополнительными
буквами СЕ после пробела содержат символы языков
Центральной и Восточной Европы. Шрифты с
символами кириллицы имеют дополнительные буквы
Cyr (например Аrial Cyr), их можно использовать для
составления текстов на русском, украинском и
белорусском языках. Шрифт Symbol содержит греческие
буквы, математические и другие часто применяемые
значки. Шрифт Wingdings представляет собой набор
оригинальных значков и символов, которые можно
использовать для более красочного оформления
документов.
По рисунку символов шрифты
разделяются на шрифты с засечками и шрифты без
засечек, или рубленные. Засечки, то есть штрихи на
концах линий, из которых построена буква,
облегчают чтение, ведут взгляд вдоль строки.
Поэтому текст, набранный шрифтом с засечками
читается быстро и комфортно, мы даже не замечаем,
что это буквы, что это шрифт, что мы делаем усилие
для чтения. Но при маленьком (меньше 10 пунктов)
или очень большом (больше 24 пунктов) размере
шрифта засечки перестают помогать взгляду при
чтении. При маленьком размере шрифта они
начинают "затемнять" его, сливаясь с
основным рисунком буквы, а при большом размере
они слишком заметны, забывают свою подчиненную
роль, нарушают привычное неосознанное
восприятие букв.
Самый распространенный шрифт с
засечками, применяемый при печатании книг и
наборе документов, самый привычный для глаз и,
поэтому, самый удобный для чтения это шрифт Times New
Roman. Он является стандартным шрифтом для
официальных и деловых бумаг. Предлагаю вам
рассмотреть подробно любую букву из Times New Roman,
например, М.
Посмотрите, какая она красивая, как поработали
художники, чтобы мы, читая, бегло скользили
взглядом по строкам, никогда не задумываясь о
засечках и о разной толщине ножек буквы. А еще
обратите внимание, как элегантны странички в
Сети, использующие шрифт Verdana... но вернемся к
тексту.
Это предложение набрано
шрифтом Times New Roman.
Наберите любой текст этим
шрифтом покрупнее и рассмотрите начертания
символов. Они сами по себе очень красивые,
какие-то праздничные, и в тоже время скромные, не
вычурные, без лишних завитков. Для мелких и
крупных надписей применяются шрифты без засечек
или рубленные. Самый популярный из рубленных
шрифтов Arial. (Это его название в терминах шрифтов
True Type, а вообще название этого шрифта Helvetica.)
Шрифтом Arial хорошо делать заголовки и надписи. Он
часто применяется в Windows для названий окон, для
вывода системных сообщений, очень хорошо
использовать его для пунктов меню, так как он
четкий и даже мелкий хорошо читается.
Это предложение набрано шрифтом Arial.
Шрифты Arial и Times New Roman
пропорциональные, то есть ширина каждого символа
зависит от его начертания, поэтому буква "Т",
например, уже чем "М" или "Ж". Это
позволяет делать текст красивее и более
компактным. Иногда же это приводит к дефектам.
Например, при просмотре электронного
справочника "Право" или при выводе данных на
экран или на печать в Visual FoxPro вертикальные
колонки данных "ломаются" как раз из-за
разной ширины символов. Поэтому в таких случаях
применяют шрифт равной ширины букв Courier (или Courier
New). Этот шрифт похож на шрифт пишущей машинки,
привычен для глаз и хорошо читается.
Это предложение набрано шрифтом
Courier.
Как видно в приведенном примере,
шрифт Courier также как и Times New Roman с засечками, но
смотрится не так красиво, так как вокруг
"тонких" букв, например "i", видится
пустота, а "ш" и "ж" кажутся сжатыми. А
еще шрифты делятся по рисунку символов на шрифты
с символами, нарисованными штрихами равной
толщины, как Arial и Courier, и нарисованные штрихами
разной толщины. Рассмотрите внимательно,
например, буквы "д" или "л", набранные
шрифтом Times New Roman, и вы увидите, что левые
"ножки" у них тоньше, чем правые. Еще
рассмотрите буквы "M", "W", "N"
привычно прочитывая их мы не задумываемся над
тем, что некоторые "палочки" у них совсем
тоненькие, так хорошо поработали
художники-создатели шрифта.
Приведенные три шрифта самые
популярные потому, что входят в русифицированные
поставки Windows 95/98 и поддерживают "русскую"
раскладку клавиатуры (Наборы символов №866 и №1251).
Имеются также множество (сотни) замечательных
шрифтов, не входящих в русифицированные поставки
Windows и распространяемые на CD или через Интернет.
(Ссылки не даю - очень легко найти много шрифтов в
Сети)
История шрифтов занимательна и
полна интриг. На смену классическим
средневековым начертаниям (Garamond и гарнитура
Лазурского) в XVIII веке пришли более строгие
символы (Таймс и Баскервиль), позже Бодони и
первый шрифт без засечек San Serif. В 1928 году в
Германии разработали рубленый вызывающе простой
Futura, а в 1957 году самый привычный для чтения Arial или
Гельветика. Процесс создания новых шрифтов
продолжается, в Интернете можно найти много
материала на эту тему. Рассмотрите буквы разных
шрифтов, каждая их них чудная графическая
миниатюра. Разглядывать шрифты можно до
бесконечности, это вы проделаете сами, хотелось
бы обратить ваше внимание на следующие. Из
красивых шрифтов для оформления пригласительных
билетов, поздравлений и т.д. лучше всего подходит
шрифт Decor строгий и солидный. А для менее
солидных хорош слегка "разгильдяйский" Arbat
Вы часто встречаете эти шрифты на вывесках и в
журнальной рекламе их чаще всего используют
оформители. Можно долго рассматривать красивые
шрифты, но все, на этом остановимся.
Осталось только сказать, что все
шрифты True Type "существуют" в четырех стилях:
нормальном, полужирном, курсивном и курсивном
полужирном. Соответствующие им кнопочки на
панели Форматирование с буквами Ж и К хорошо
известны всем работающим в Word. Некоторые
возможности редактора Word позволяет кроме
отмеченных уже возможностей выводить текст
подчеркнутым, зачеркнутым одной или двумя
линиями, верхними и нижними индексами создавать
для шрифтов эффекты: с тенью, контур, приподнятые
и утопленные. Еще есть возможность выводить
текст с разрежением или, наоборот, с уплотнением.
Поэкспериментируйте:
* Выделите участок текста
* Войдите в пункты главного меню Формат\Шрифт
* В появившейся панели Шрифт выберите вкладку
Шрифт
* Включите флажки, соответствующие тем
возможностям, которые вы хотите проверить,
например, С тенью и нажмите ОК
* На этой же вкладке панели Шрифт вы можете
выбрать шрифт, его стиль и размер. Это можно
сделать и не заходя в эту панель, прямо в панели
Форматирование, но здесь вы можете, нажав кнопку
По умолчанию... сделать, чтобы выбранный шрифт
загружался автоматически при входе в Word
* Включив флажок Малые прописные вы увидите, что
при размере строчных букв они выглядят как
заглавные (прописные). Эту возможность можно
применять, например, для заголовков.
* Включив флажок Все прописные вы поменяете все
маленькие буквы выделенного текста на заглавные
* Войдя во вкладку Интервал в окне со списком
Интервал вы можете выбрать три варианта обычный,
разреженный и уплотненный, эти возможности
применяются для выделения участка теста.
* На этой же вкладке в окне со списком Смещение
можно задать смещение выделенного текста вверх
или вниз на заданную величину.
* На этой же вкладке можно установить кернинг. Как
уже отмечалось выше, иногда, особенно для крупных
шрифтов, сочетание некоторых букв создает
впечатление неравномерности межсимвольного
интервала. Для коррекции таких сочетаний
(предварительно выделите их) включите флажок
Кернинг для символов размером и установите
нужный размер. Размер кернинга рекомендуется
устанавливать чуть меньше размера текущего
шрифта. С помощью окна Образец можно визуально
оценить все внесенные изменения до того, как они
будут применены к документу.
В некоторых случаях при наборе
текста (например, если барахлит мышка или не
хочется терять время на перенос руки от
клавиатуры к мышке) удобнее менять параметры
шрифта с помощью клавиатуры. Приведем некоторые
клавишные команды.
Ctrl+B полужирное начертание
Ctrl+I курсив
Ctrl+U подчеркивание
Ctrl+Shift+W подчеркивание только слов
Ctrl+Shift+D двойное подчеркивание
Ctrl+Shift+К малые прописные
Ctrl+Shift+А все прописные
Ctrl+Shift+Н скрытый текст
Ctrl+Shift+="верхний" индекс
Ctrl+="нижний" индекс
Ctrl+Shift+Z отмена форматирования
Ctrl+Shift+F изменяет шрифт
Ctrl+Shift+P изменяет размер шрифта
Ctrl+Shift+> увеличивает размер шрифта до следующего
значения
Ctrl+Shift+< уменьшает размер шрифта до предыдущего
значения
Я, например, часто пользуюсь
первыми двумя командами если при наборе часть
текста надо выделить курсивом то помечаю текст
клавишами Shift со стрелкой и нажимаю Ctrl+I и не надо
отвлекаться на мышку. Еще малоизвестная
хитрость. Можно производить изменение стиля, то
есть полужирного и курсивного начертаний с
помощью клавиатуры прямо во время набора текста.
1. Сначала убедитесь, войдя в пункты
Сервис\Автозамена и в закладку Автоформат при
вводе, что включены флажки опций *полужирный* и
_курсив_.
2. Теперь вы можете производить форматирование
текста при вводе. Для создания полужирного
начертания введите в начале и конце необходимого
фрагмента текста звездочку (*). Это можно сделать
как при вводе, так и при его последующем
редактировании. Для создания курсивного
начертания проделайте аналогичную операцию, но
вместо звездочки необходимо вводить символ
подчеркивания (_). Для получения курсивного
полужирного начертания необходимо задать оба
символа.
Просмотр, удаление и
установка шрифтов.
Для работы со шрифтами в Windows
щелкните (2 раза, естественно) по значку Мой
компьютер, всегда находящемуся на поверхности
стола, в раскрывшемся окне щелкните Панель
управления, в раскрывшемся окне найдите значок
Шрифты и раскройте его. Или можно начать с кнопки
Пуск, выбрать пункт Настройки и далее Панель
управления (та же самая). В раскрывшемся окне
Шрифты вы видите все шрифты, установленные на
вашем компьютере. Для просмотра шрифта раскройте
его, откроется окно с реквизитами шрифта и
образцом текста, набранного этим шрифтом. В Windows 98
это первая строка из Евгения Онегина, а в Windows 95 и
ХР просьба: Съешь еще этих мягких французских
булок.
Для удаления шрифта выделите его
и нажмите Delete на клавиатуре или в главном меню
выберите Файл\Удалить.
Для установки нового шрифта
вставьте дискету или CD со шрифтами и выберите
Файл\Установить шрифт, в раскрывшемся диалоговом
окне надо будет задать расположение (устройство
и каталог) устанавливаемых шрифтов. Если шрифты с
таким же именем уже установлены, то появится окно
с предупреждением об этом. Установленные шрифты
перечислены в реестре Wimdows. Если же просто
скопировать шрифт в папку Шрифты, то он не
попадет в реестр и может быть недоступен для
приложений Windows. Есть также интересная
возможность группировать шрифты по схожести с
каким-либо выбранным шрифтом. Для этого выберите
Вид\Группировать схожие шрифты и в окошке
Группировать шрифты по схожести со шрифтом
выбрать нужный шрифт. Тогда все шрифты
расположатся в порядке убывания схожести с
выбранным шрифтом.
Обещанные макросы
Начиная с Office 2000 мы получили
приятную возможность при выборе шрифтов видеть
название шрифта, написанное самим этим шрифтом.
Пакет Microsoft Office 97 не позволял такой возможности,
но он имеет встроенный язык VBA (Visual Basic for Applications),
доступный из всех приложений и позволяющий
организовать работу по требованиям
пользователя. Не вдаваясь в изучение этого языка,
мы сделаем макрос, выводящий в документ Word все
шрифты, установленные в компьютере.
* Создайте новый документ
* Войдите в Сервис\Макрос\Макросы
* В окне для имени наберите Fonts и нажмите кнопку
Создать
* В открывшемся окне между строчками Sub Fonts() и End Sub
после строк с ревизитами о макросе, начинающихся
с апострофов и компилятором не обрабатываемых,
введите строки:
For Each AFONT In FontNames
ActiveDocument.Range.InsertAfter
AFONT & vbCr
Next AFONT
* Войдите в Файл и выберите подпункт Закрыть и
вернуться в Microsoft Word
* Войдите в Сервис\Макрос\Макросы
* Выберите созданный нами макрос Fonts и нажмите
Выполнить
Вы увидите, как в вашем документе появится список
всех установленных шрифтов, набранный текущим
установленным шрифтом. Однако идем дальше,
приближаясь к обещанному вначале цитрусу. Снова
откройте новый документ и проделайте те же
действия, в окне Макросы выберите Fonts и Изменить и
измените текст на следующий: For Each AFONT In FontNames
Selection.Font.Name="AFONT"
Selection.TypeText Text:="AFONT"
Selection.TypeText Text:=" В ЧАЩАХ ЮГА ЖИЛ БЫ ЦИТРУС? ДА, НО
ФАЛЬШИВЫЙ_ ЭКЗЕМПЛЯР.+ 1234567890="
Selection.TypeParagraph
Next AFONT
* Задайте выполнение макроса, как описано выше и
вы увидите, как в вашем документе появится
перечень шрифтов с цифрами и с волшебной фразой о
цитрусе и, самое главное, название шрифта,
волшебная фраза и цифры будут набраны тем
шрифтом, чье название фигурирует в текущей
строке! Это даст вам возможность насладиться
созерцанием различных шрифтов.
Теперь самый главный вопрос,
из-за которого и задумывалась эта статья: причем
тут цитрус, и что это за фраза? Эта фраза содержит
все буквы алфавита и применяется для
тестирования приемных и передающих средств
связи. Можно было бы, конечно, передавать просто
алфавит, но это было бы скучно и неинтересно, его
надо заучивать, а так полная смысла легко
запоминающаяся фраза с
ботаническим-географическим и криминальным
подтекстом.
Вообще такие фразы называются
панграммы, есть любители, создающие и собирающие
их и в Сети можно найти коллекции шедевров.
Приведем некоторые, обратите внимание, что
многие из них со смыслом.
* Экс граф? Плюш изъят. Бьём чуждый цен хвощ!
* Южно-эфиопский грач увёл мышь за хобот на съезд
ящериц.
* Съешь ещё этих мягких французских булок, да
выпей же чаю.
* Эх, взъярюсь, толкну флегматика: "Дал бы щец
жарчайших, Петр!"
* Шалящий фавн прикинул объём горячих звезд этих
вьюжных царств.
* Вопрос футбольных энциклопедий замещая чушью:
эй, где съеден ёж?
* Блеф разъедает ум, чаще цыгана живёшь
беспокойно, юля грех это!
* Флегматичная эта верблюдица жует у подъезда
засыхающий горький шиповник.
* Аэрофотосъёмка ландшафта уже выявила земли
богачей и процветающих крестьян.
* А ещё хорошо бы уметь всем на зависть чётко и
наглядно писать буквы и цифры.
* Подъехал шофёр на рефрижераторе грузить яйца
для обучающихся элитных медиков.
* Широкая электрификация южных губерний даст
мощный толчок подъёму сельского хозяйства.
* Вступив в бой с шипящими змеями эфой и гадюкой
маленький, цепкий, храбрый ёж съел их.
Отсутствует буква ё:
* Оковы праздной жизни сулят много больших
огорчений развлекающемуся.
* Привычка жениться может пагубно отразиться на
профессиональных отношениях.
* Борец за идею Чочхэ выступил с гиком, шумом,
жаром и фырканьем на съезде и в ящик.
* Однажды съев фейхуа, я, как зацикленный,
ностальгирую все чаще и больше по этому чуду.
Отсутствуют буквы ё и ъ:
* Мюзикл-буфф "Огнедышащий простужается
ночью" (в 12345 сценах и 67890 эпизодах).
* Обдав его удушающей пылью, множество ярких
фаэтонов исчезло из цирка.
* Безмозглый широковещательный цифровой
передатчик сужающихся экспонент.
* Шифровальщица попросту забыла ряд ключевых
множителей и тэгов.
Статья о панграммах, емкая и
познавательная, есть в /ководстве (http://www.artlebedev.ru/kovodstvo/paragraphs/33.html)
от Самизнаетекого, стоит ознакомиться. (Кто
"сам не знает" это Артемий Лебедев.) При
просмотре файлов кириллических шрифтов
выскакивает приятная фраза: "Съешь ещё этих
мягких французских булок, да выпей чаю", мы,
обрадованные таким приглашением, и не замечаем,
что в этой фразе нет буквы "ж". Это ошиблись
те, кто производил локализацию любимой ОС, в
оригинале должно быть так: "...да выпей же
чаю". Знание этой маленькой и бесполезной
тайны повышает наш рейтинг среди соседей и
сослуживцев.
Переходим на узбекский язык
Мало кто знает, что Windows XP
поддерживает символы узбекского языка, как
кириллицу, так и латиницу. Если выберете
кириллицу, то можно будет вставлять буквы с
элементами, нажимая на клавиши ы, щ,-
,= соответственно.Это
значительно облегчает работу при наборе
документов не надо устанавливать специальные
шрифты и вводить буквы с элементами как
спецсимволы. На этом и закончим. |