Хронология и некоторые календарные эры
Скопировано здесь.
Важная особенность хронологии — ее связь с календарными эрами — начальными моментами любой системы летосчисления. Такими моментами обычно служат какие-либо легендарные или исторические события. Разные народы в разное время применяли свои эры.
Одновременно эрой называют также и саму систему летосчисления. Так, например, применяемая нами эра называется христианской (она же новая эра или наша эра), так как ведет счет годов от принятой большинством стран мира даты рождения Иисуса Христа.
Происхождение слова «эра» имеет двоякое толкование. Общепринято считать, что «эра» — слово латинское и означает отдельное число. Однако есть и другое объяснение, по которому слово «эра» представляет собою начальные буквы латинской фразы «Ab exordio regni August!», что означает: «От начала воцарения Августа», так как в Александрии когда-то существовал счет лет от начала царствования римского императора Августа Октавиана.
В истории культуры насчитывается много сотен эр. С некоторыми из них, имевшими достаточно широкое распространение в прошлом, мы уже встречались при изложении различных календарных систем. Таковы «эра олимпиад» (1 июля 776 г. до н. э.), эра Набонассара (26 февраля 747 г. до н. э.), эра «от основания Рима» (21 апреля 753 г. до н. э.), эра Диоклетиана (29 августа 284 г. н. э.), мусульманская эра хиджра (16 июля 622 г. н. э. по ст. ст.), эра календаря французской революции (22 сентября 1792 г. н. э. по нов. ст.), а также весьма древние эры, такие, как византийская эра «от сотворения мира» (1 октября 3761 г. до н. э.), китайская циклическая эра (2397 г. до н. э.) и некоторые другие.
Приведем некоторые подробности истории двух эр, одна из которых, в отличие от перечисленных выше, имеет наибольшее значение в нашей гражданской жизни, а другая — не менее важное значение в работе астрономов и хронологов. Здесь имеются в виду эры христианская и Скалигера.
1. Христианская эра
Откуда взялась христианская эра, которая применяется в настоящее время в большинстве стран мира?
Множественность систем счисления времени порождала большие неудобства. В VI в. назрела необходимость установить наконец единую систему для большинства культурных народов того времени.
В 525 г. н. э., или в 241 г. эры Диоклетиана, римский монах Дионисий Малый занимался вычислением так называемых «пасхалий» — специальных таблиц для определения времени наступления праздника пасхи на многие годы вперед. Он должен был продолжить их, начиная с 248 г. эры Диоклетиана.
Христиане считали Диоклетиана своим злейшим врагом за преследования, которым они подвергались во времена его правления. Поэтому Дионисий высказал мысль о замене эры Диоклетиана какой-либо другой, имеющей отношение к христианству. И вот в одном из писем он предложил впредь считать годы от «рождества Христова».
На основе совершенно произвольных расчетов он «вычислил» дату рождения Христа и заявил, что это событие произошло 525 лет назад, т. е. в 284 г. до эры Диоклетиана (284 + 241 == 525), или в 753 г. от «основания Рима». Если учесть, что пасхалии Дионисия начинаются с 248 г. эры Диоклетиана, то это должно соответствовать 532 г. от «рождества Христова» (284 + 248 == 532).
Следует особо подчеркнуть, что в течение более пяти веков христиане обходились без своего летосчисления, не имели ни малейшего понятия о времени рождения Христа и даже не задумывались над этим вопросом.
Как же Дионисий сумел вычислить дату рождения Христа — события, происшедшего, по его утверждению, более пяти веков назад? Хотя монах не оставил никаких документов, историки постарались восстановить весь ход его рассуждений. Дионисий, вероятно, исходил из евангельского предания о том, что Христос родился в дни царствования Ирода. Однако это неправдоподобно, так как иудейский царь Ирод умер в четвертом году до нашей эры. Очевидно, Дионисий имел в виду и другое евангельское предание о том, что Христос был распят в возрасте 30 лет и воскрес в день так называемого «благовещения», который отмечается 25 марта. Из евангельского сказания следует, что произошло это в воскресенье, в день «первой христианской пасхи».
Тогда Дионисий начал искать ближайший к своему времени год, в котором 25 марта приходилось бы на пасхальное воскресенье. Такой год должен был наступить через 38 лет, т. е. в 279 г. эры Диоклетиана и соответствовать 563 г. н. э. Отняв от последнего числа 532, Дионисий «установил», что Христос воскрес 25 марта 31 г. н. э. Отняв от этой даты 30 лет, Дионисий определил, что «рождество Христово» произошло в первом году нашей эры.
Но откуда появилось число 532? Почему Дионисий именно его отнимал от числа 563?
Церковники называют его «великим индиктионом». Оно играет большую роль при вычислении таблиц пасхалий. Это число — результат перемножения чисел 19 и 28: 19 * 28 = 532.
Особенность числа 19, известного под названием «круга Луны», состоит в том, что через каждые 19 лет все фазы Луны приходятся на те же числа месяца. Второе число — 28 — называется «кругом Солнца». Через каждые 28 лет числа месяца приходятся опять на те же дни недоли.
Таким образом, через каждые 532 года одним и тем же числам месяцев будут соответствовать одни и те же названия дней недели, а также одни и те же фазы Луны. По этой же причине через 532 года пасхальные дни падают на одни и те же числа и дни недели. Значит, первое пасхальное воскресенье 25 марта было в 31 г., и оно вновь повторилось в 563 г.
Нелепость попыток установить дату рождения Христа настолько очевидна, что даже многие богословы вынуждены были это признать. Так, когда в 1899 г. на заседании Комиссии Русского астрономического общества по реформе календаря был поднят вопрос о христианском летосчислении, то представитель святейшего синода профессор духовной академии В. В. Болотов заявил: «Год рождения Христа лучше исключить из списка тех эпох, на которгдх Комиссия может остановить свой выбор. Научно год рождения Христа (даже только год, а не месяц и число) установить невозможно». Понятно, что это выступление, сделанное на закрытом заседании, не было предано широкой огласке.
Таким образом, неопровержимо установлено отсутствие у Дионисия каких-либо данных о рождении Христа. Все евангельские даты, на которые он ссылается, противоречивы и лишены всякой достоверности.
Как вводилось христианское летосчисление. Летосчисление, предложенное монахом Дионисием, было принято не сразу. Впервые официальное упоминание «рождества Христова» появилось в церковных документах лишь через два века после Дионисия, в 742 г. В Х в. новое летосчисление стало чаще применяться в различных актах римских пап, и только в середине XV в. все папские документы обязательно имели дату от «рождества Христова». Правда, одновременно в обязательном порядке указывался и год от «сотворения мира».
Господствующие классы и духовенство приняли христианское летосчислеыие потому, что оно способствовало укреплению веры в существование Христа. Таким образом, действующее летосчисление совершенно произвольно и не связано с каким-либо историческим событием.
В России, как мы уже знаем, христианское летосчисление было введено в 1699 г. указом Петра I, по которому «лучшего ради согласия с народами европейскими в контрактах и трактатах» после 31 декабря 7208 года от «сотворения мира» начали считать 1700 годом от «рождества Христова».
Два способа счета лет — исторический и астрономический. Одним из недостатков христианского летосчисления многими историками считается то, что начало его приходится на сравнительно недавнее время. Поэтому многие вопросы истории и хронологии, относящиеся к высококультурным странам древнего мира, очень долго считали в более древних эрах, в частности «от основания Рима» и «от первых олимпиад».
Только в XVIII в. английские ученые начали применять счет в годах до «рождества Христова» (ante Deum — до господа или сокращенно «a. D.» У нас применялось сокращение «до Р. X.». В английском языке «В. С.» — before Christ (до Христа). Обозначению «от Р. X.» по-латыни соответствует «A.D», что значит «Anno Domini» (год господа). Однако этот способ счета хотя и является причиной многих вычислительных недоразумений, все же удержался в исторической науке и поэтому получил название исторического или хронологического счета. В нем первому году н. э. предшествовал первый год до н. э., затем второй год до н. э. и т. д.
В 1740 г. французский астроном Жак Кассини (1677—1756) в своих трудах «Элементы астрономии» и «Астрономические таблицы» впервые предложил год, предшествующий первому году н. э., условно назвать нулевым, предшествующий нулевому году — минус первым и т. д. Таким образом, все остальные годы до н. э., конечно, кроме нулевого, начали обозначаться отрицательными числами. Такой счет лет, в отличие от исторического, получил название астрономического счета.
2. Эра Скалигера
Эта эра больше известна под названием юлианского периода. Ее впервые ввел французский ученый Жозеф Скалигер (1540—1609), который в 1583 г. опубликовал трактат под названием «Новый труд об улучшении счета времени». В нем Скалигер предложил в хронологических расчетах вести счет времени в так называемых днях юлианского периода, причем за начало счета дней принималось 1 января 4713 г. до н. э.
Общая продолжительность одного юлианского периода Скалигера составляет 7980 лет. Число это не произвольно, а представляет собой произведение трех множителей — 28 * 19 * 15. Здесь:
28 — число юлианских лет солнечного цикла, по прошествии которого числа месяца приходятся на те же дни педели;
19 — число лет лунного цикла Метона, по прошествии которого все фазы Луны приходятся на те же числа месяца, и, наконец,
15 — число лет римского индиктиона, по прошествии которого в Римской империи взималась чрезвычайная подать. В то же время индиктион представлял собой 15-летний период исчисления времени, введенный в 312 г. римским императором Константином Великим вместо ранее применявшихся «языческих» олимпиад. Им часто пользовались историки и хронологи для установления дат различных исторических событий.
Юлианский период Скалигера обладает очень важным свойством: счет дней в нем происходит непрерывно и последовательно в течение всего периода от условной начальной даты и не подразделяется на годы. Поэтому система счета по юлианскому периоду широко применяется в астрономических и хронологических расчетах.
В астрономии юлианский период применяется при исследовании различных периодических явлений. Ведя счет времени юлианскими днями, мы можем момент любого астрономического явления выразить положительным числом средних солнечных суток и их долей с необходимой степенью точности. Это дает возможность точно определить промежуток времени между двумя событиями, например между двумя максимумами или минимумами блеска переменной звезды. Астрономы обозначают дни юлианского периода (или юлианские дни) буквами J. D. или Ю. Д. В хронологии юлианский период Скалигера дал возможность связать различные календарные эры, выразив их эпохи через юлианские дни.
|