БЛОГФорумСсылки Написать письмоПочему Арбуз? Служебная UN ЕЖЕ-движение - международный союз интернет-деятелей

Историческая хронология календаря

Скопировано с cайта Историческая хронология календаря с сокращениями и без схемы...

...Это был самый обычный день, 3-го числа до январских нон 754 года от основания Города. Над своими трудами работал историк Тит Ливий. Шел «золотой век» поэзии (так его потом назовут). Только недавно скончался Вергилий. «Битвы и мужа пою...» – эту первую строчку из вергилиевой «Энеиды» знали все римляне и даже выцарапывали ее на стенах домов. В этот день, правда, один подвыпивший шутник спародировал ее: «сукновалов и сову воспеваю, а не битвы и мужа...» В те дни еще творил Овидий. Недавно опубликовал он «Искусство любви» – «за что страдальцем кончил он / свой век блестящий и мятежный / в Молдавии, в глуши степей, / вдали Италии своей».

За день до наших событий Гораций, проходя по форуму, увидел рабов, прибивающих медные таблички с деяниями императора. Усмехнулся: «а вот я памятник себе воздвиг... нерукотворный... гм, пожалуй, это надо записать... эй, мальчик» – позвал он своего раба.

Дела шли как обычно. Европейская зима. Только-только – в прошедшие календы – были выплачены проценты по долгам. Устраивались гладиаторские игры. Мало-помалу усмирялись бунты в Галлии, Британии. Но время было мирное: гражданские войны в Риме закончились, и империя процветала под мудрым руководством императора Августа. В тот день он подписал несколько смертных приговоров. Его друг Меценат, наблюдая это, послал ему записку «Остановись, палач!» и тот, прочитав, ...остановился. Пожалуй, это и было самое знаменательное происшествие дня. Если не считать того, что в дальней провинции Иудее, мальчонка лет пяти, играя с другими детьми, споткнулся и набил себе шишку. Мать с отцом недолго его успокаивали, потому что мальчик был бойкий и не любил долго хныкать. И ни один человек в тот день не знал, что ровно через 2000 лет в посетители интернета будут заглядывать на эту страницу, а люди всего мира скажут, что начался третий миллениум и повсеместно будут отмечать это событие. Впрочем, не ведаем, что об этом думал тот мальчик из Иудеи. Имя ему было Иисус.

А мы ныне отмечаем 2000-летний юбилей Христианской эры. Но поскольку календарь, которым пользуется ныне почти весь мир, был создан еще «язычником» Цезарем, то это и его, календаря, знаменательная дата.

[...]

нам гораздо легче, чем римскому монаху Дионисию Малому, который в 241 году эры Диоклетиана занимался расчетом пасхалий. У него не было привычной нам датировки «столько-то лет до или после рождения Христа». Именно такую датировку он и создал. Что ему было известно? Из Нового завета – что Христос был распят в возрасте 30 лет и воскрес в воскресенье 25 марта (15 число месяца Нисана по еврейскому календарю) – а это первая христианская пасха. И что рождение его было во времена правления Августа, а в Иудее – царя Ирода. Было известно также, что 1-й год эры Диоклетиана соответствует 1038 году от основания Рима.

Дионисию было задание – рассчитать пасхалии, начиная с 248 года эры Диоклетиана. А Дионисий, к тому же, знал, что даты пасхи повторяются каждые 532 года: одно и то же число воскресенья соответствует той же самой фазе луны. Это могло облегчить работу по вычислению дат. Чем он и воспользовался.

Определил, что ближайшая пасха, приходящаяся на 25 марта, будет в 279 г. эры Диоклетиана, вычел из этого числа 532 и получил, что первая пасха была в 254 г. до эры Диоклетиана. Вычел еще 30 лет и оценил, что рождение Христа было в 284 г. до эры Диоклетиана. Отсюда его предложение – считать этот год первым от Рождества Христова.

В результате сопоставления эр Диоклетиана и от основания Рима следует, что этот 1-й христианский год был в 754 г. от основания Рима. Но тогда диоклетианов 241 год, в котором работал Дионисий, становится 525 от РХ, а дионисиевы пасхалии начинаются с 532 года от РХ.

Может, этот его расчет выглядит и неплохо. Да, к сожалению (а может, к счастью!), царь Ирод умер в 750 г. от основания Рима. А Христос родился, как известно, до этого момента! Так что начало христианской эры не вполне соответствует дате рождения Христа (ни дата, ни год его рождения науке точно не известны).

Христианскому миру нелогично было вести счет лет от Диоклетиана – его злейшего притеснителя. И предложение Дионисия постепенно, в течение нескольких веков было принято христианской Европой. И теперь мы привычно говорим и пишем «до нашей эры» или «нашей эры». В последние годы стали привыкать к обозначению «от РХ».

Теоретически безразлично, за какой момент принять начало летоисчисления. Однако практически было бы удобее, если бы эта точка была отнесена в более дальнее прошлое. Тогда все исторические события укладывались бы в промежуток после этой точки. Так, эра «От сотворения мира» в чем-то удобнее «нашей», христианской. Заметим теперь, что на Руси – со времени принятия христианства – употреблялась именно такая эра (их, вообще-то несколько, «наша» была принята в VII веке в Греции). Любопытны обстоятельства, по которым в 1492 году РХ начало года в Московии было перенесено с весны на осень.

Той весной наступил 7000 год от сотворения мира. В связи с этим, как водится на Руси, ожидался конец света. Но так как конец света всё не наступал, то, не дожидаясь конца 7000-го года, церковные власти решили перенести его (года) начало на сентябрь и сразу же объявить 7001 год. Конец света был отложен.

Дальнейшие важные календарные события происходят вновь в Европе. Папа Григорий XIII наконец-то решается уточнить длину календарного года с тем, чтобы она стала соответствовать продолжительности года климатического (в астрономическом обозначении - «тропического»). Принятый им «григорианский» календарь на протяжении 400 лет имеет не 100, как в юлианском, а 97 високосных лет. Было достигнуто неплохое соотношение между точностью календаря и практическим удобством чередования високосных лет.

Но папа пошел дальше и полностью привел календарь в соответствие с решением Никейского собора (325 г. РХ), по которому календарное 21 марта должно приходиться на день весеннего равноденствия, как это и было в 325 году. Это, правда, добавило путаницу в хронологию и было одной из причин, по которой григорианский календарь был принят не везде и не сразу.

События, связанные с календарными реформами Петра I, общеизвестны (и не в последнюю очередь – в связи с ярким и сочным языком петровских указов). Петр перенес начало года на январь и установил в России эру от РХ. Пойти дальше и установить григорианский календарь (то есть оказать еще большее давление на православную церковь) он, видимо, не смог.

Перед Лениным, разумеется, не стояло проблемы угодить церкви, и после юлианского января 1918 года в гражданской жизни России устанавливается григорианский календарь. Русское православие пока упорствует и намерений отказаться от юлианского календаря не подает. Тем самым православный мир отделяется от остального христианского мира. В чем-то, между прочим, это сродни тому, как Магомед (да благословит его Аллах и приветствует!), приняв ислам, установил для арабов лунный календарь!

Несколько слов о календаре 2001 года. Оказывается, он практически совпадает со Стабильным календарем, проект которого размещен у нас на отдельной странице. Нужно только игнорировать 29 февраля (его в 2001 году нет), а 31 декабря отнести на 0-е января 2002 года.

Как инструменту для измерения промежутков времени Стабильному календарю придана форма кольцевой таблицы – как у часов. В таком виде хорошо наблюдается несовершенство нашего, такого привычного календаря. Видно, что разное число дней в месяцах нарушает внутреннюю структуру, на которую к тому же накладывается 7-дневная неделя. Но более всего бросается в глаза, что последний день года, 31 декабря, оказывается некуда поместить в эту кольцевую таблицу! Причина проста: 365 дней года (или 366) не делятся на 7 дней недели. Получается 52 недели и один (в високосном году – два) день в остатке. Мы к этому так привыкли, что полагаем это как даное свыше. И считаем, что так и надо, что каждый очередной год начинается с разных дней недели.

Отнюдь, однако. Знакомство даже с нашей приблизительной схемой развития календаря может, мы надеемся, привести к мысли, что календарь и в дальнейшем будет совершенствоваться. И скорее всего, ближайшая реформа сделает календарь стабильным, в результате чего каждый год будет начинаться с одного и того же дня недели. Сделать это просто. Достаточно у дня 31 декабря сохранить дату, но вывести его из состава недели и дать ему название, например, «День Нового года».

В конце ответим на вопрос, который мог возникнуть у внимательного читателя: почему начало эры мы отнесли на ничем не примечательный, самый обычный день – «3-й день до январских нон» 754 г. a.u.c.? Ведь этот день соответствует 3-му января... Почему не 1-му? Отвечаем. Отчасти это шутка. Ясно, что весь мир соотносит наступивший 3-й миллениум с 1 января 1 года. Вопрос однако в том, какой имеется в виду год – юлианский или григорианский. И если от нашего 1 января 2001 года мы отсчитаем назад 2000 наших, григорианских, лет, то получим день 3 января 1 юлианского года РХ. Того самого, который «вычислил» Дионисий Малый. Можете проверить.

Наступление 3 тысячелетия эры РХ, безусловно, побуждает нас отдать должное создателям календаря, который выдержал испытание временем. Восславим же, прежде, наших энергичных предков – древних римлян и великого Цезаря, подаривших нам это бесценное сокровище. И воздадим особую хвалу Христу, Чьим именем освящена история всего человечества.



Автор about me
Design by dady_MYKC
)c( 2000-2019
Kопирайта нет, копируйте на здоровье :)

100112 лет в Интернете


.