ОКТАВА КАК ФРАКТАЛЬНО-ЧИСЛОВОЙ ОБЪЕКТ
Автор Б. Сварог * Публикуется на Арбузе
с любезного разрешения автора. Источник.
История квантовой эволюции была
записана на языке чисел
в момент образования нашей вселенной
Тимоти Лири‚ История будущего
Октава является основным музыкальным термином и обозначает совпадение
звуков‚ частоты которых соотносятся как 2:1.
Вместе с тем октава есть « восьмерица» (ωκτώ - древнегреч.
«восемь»).
Нетрудно понять‚ что основное свойство консонанса
двух звуков с отношением частот 2:1
заложено в природе гармонической кривой: в полном её периоде (2) укладываются две полуфазы (
)‚ в двух полных периодах - четыре полуфазы и т.д.‚ что даёт при данном условии
совпадение колебаний в фазовых точках:
Фиг.
1. Гармоническая кривая как прообраз
Октавы.
![](galerea11/octava/image001.gif) Вместе с тем гармоническая кривая описывает простейший вид движения –
осцилляцию‚ а математически является элементарной
периодической функцией: кривые других зависимостей могут быть разложены
в суммы бесконечного ряда гармоник.
Как же возникает в музыке разделение интервала максимального консонанса
2 -
октавы
- на промежуточные
интервалы? Ответ на этот вопрос содержится в древнейшей из
известных истории систем музыкального строя
-
квинтовой‚ названной по имени Пифагора. Исторически
повелось‚ что корни всего могут быть найдены в Греции‚
однако же нет оснований полагать‚ что
её принцип не был известен куда ранее в Египте‚ Вавилоне‚ Индии и
Китае.
Колебания струны порождают частичные тоны (обертоны)‚ соотносящиеся как
целые числа 1:2:3:4:5... Квинтовое деление основано на втором обертоне и
следующем за октавой консонансе
- отношении
частот 3:2. Как доказывает опыт со струнами
различной длины‚ чем проще в числовом выражении
это отношение‚ тем приятнее их колебания на слух и полнее синергия
(явление резонанса) между ними.
Назовём октавный интервал до
-
до 1
. Ступень‚ относящаяся к
тонике до по частоте как 3:2 называется квинтой и
традиционно обозначается соль. Из определения интервала октавы
следует‚ что отношение верхнего до 1
к соль составит при этом 4:3‚ и это гармоническое отношение
известно как кварта или обращённая квинта. Если заставить звучать три
струны‚ настроенные в до‚ соль и до 1
одновременно‚ в аккорде будут присутствовать сразу три
интервала -
октава 2:1 ‚ квинта 3:2
и кварта 4:3. Древние знали‚ что квинта и
кварта взаимообратимы -
то есть симметричны в отношении октавы‚ и если
соль есть квинта к до‚ то фа
-
квинта к до 1‚ и
обратно -
фа по отношению к до
составляет кварту‚ а соль
- кварту к до1.
Эту пропорцию можно представить в виде
до: фа: соль: до1 = 1: 4/3 :
3/2 : 2‚
и она означает первый
гармонический паттерн октавы
- так называемую настройку
орфеевой арфы
. Данное выражение содержит в себе
все известные в древности отношения
-
а именно арифметическую,
геометрическую и гармоническую пропорции, а также принцип золотого
деления. Два его средних члена
при этом соотносятся как 9: 8‚ то
есть образуют интервал натурального целого тона
-
Фиг. 2. Таким образом‚ настройка арфы Орфея
содержит алгоритм (гномон)‚ посредством которого на основании
отношения первых четырёх членов натурального ряда (греч
. τετραξ
-
четверица)
могут быть установлены все музыкальные ступени.
Как это возможно? Последующее построение есть хорошо знакомый музыкантам
«квинтовый круг». Чтобы квинта первой четвёрки в свою очередь
образовала октаву‚ достаточно изменить длину соответствующей струны
вдвое. Кварта в октаве соль-соль1 по-прежнему
до 1 ‚ а квинтой становится
ступень ре1:
Если фа в
октаве до -
до 1
мы примем за ступень со значением 1‚
то квинту от фа до1 = 1
х 3/2 = 3/2 мы должны понизить вдвое‚ чтобы она
пришлась в одну октаву с фа‚ совпав с тоникой до:
до = 3/2 : 2 = 3/4.
Тогда соль определяется как вторая квинта от значения
до = 3/4:
соль = 3/4 х 3/2 = 9/8.
Далее‚ ре
1 является квинтой от соль:
ре 1 = 9/8 х 3/2 = 27/16‚
и величина 27/16 также
должна быть уменьшена вдвое‚ поскольку вновь полученная ступень превысила
верхнюю границу октавы до 1:
ре = 27/16 : 2 = 27/32.
Между до и ре
- также как между фа
и соль – лежит интервал целого тона:
27/32
: 3/4 = 9/8.
Четвёртая по счёту квинта строится от ступени ре
27/32 х 3/2= 81/64
и носит название
ля‚ приходясь в ту же октаву:
Между ля и соль интервал целого тона:
81/64 : 9/8 = 9/8.
Пятая по счёту квинта (ми) строится от ля
81/64 х 3/2 = 243/128‚
и должна быть приведена
в одну октаву с ля:
ми = 243/128 : 2 = 243/256.
Ми образует целотоновый промежуток с ре:
243/256 : 27/32 = 9/8.Шестая по счёту квинта‚ которая строится от ноты ми
и лежит в одной с ней октаве‚ называется си:
си = 243/256 х 3/2 = 729/512.
Между ля и си также интервал целого тона
729/512 : 81/64 = 9/8.
Мы видим‚ что квинтовый алгоритм действует совершенно
автоматически и единообразно. Сведём вместе полученные результаты
-
Таблица1.
Две последние квинтовые
ступени ми и си образовали новые интервалы внутри октавы:
отношения фа / ми 1:243/256 = 256/243
и
до 1 / си
3/4: 729/512 = 256/243
Фиг.
3. Заполнение октавы целотоновыми
интервалами соответствуют
интервалу лейммы‚ называемой иначе полутоном.
Леймма по-гречески «непроходимость»‚
и означает прекращение заполнения октавного промежутка интервалами в 1
тон. В самом деле‚ интервал
2
(октава) может вместить только 5 интервалов
9/8 и 2 интервала 256/243:
(9/8)5 х (256/243)2 = 2.
Такое естественное заполнение октавного промежутка (2) тоновыми
интервалами с образованием семиступенной последовательности тон
-
тон
- п/т
-
тон
- тон
-
тон
- п/т
называется диатонической (мажорной)
гаммой основных музыкальных ступеней:
![](galerea11/octava/image007.gif)
Шесть интервалов (31 -
36) Таблицы 1‚ полученные 1-6 квинтами (а также
обращения‚ дополняющие их до октавы) содержат основу
для всех музыкальных построений. Обращённая же прима (30) соответствует самой
октаве (2).
Продолжение квинтового
алгоритма заставит новые ступени «вклиниваться» в тоновые промежутки между
основными ступенями:
VII квинта есть 36/29 х 3/2 = 37/210, поскольку же
она приходится на вышележащую октаву (превышая значение до 1=3/2),
это число должно быть разделёно на 2, что даёт 37/211;
VIII квинта 37/211х3/2=38/212 >3/2,
поэтому
38/212:2=38/213;
IX квинта 38/213х3/2=39/214;
X квинта 39/214х3/2=310/215>3/2,
поэтому 310/215:2=310/216;
XI квинта 310/216х3/2=311/217;
XII квинта 311/217х3/2=312/218>3/2,
поэтому 312/218:2=312/219.
Все последующие ступени после первых семи (образованных с 0 по 6 квинту)
обозначаются как изменённые (повышенные либо пониженные) основные ступени.
Седьмая квинтовая ступень ниже на полутон (28/35)
ступени соль: 32/23
: 28/35 =37/211,
поэтому она называется соль-бемоль (соль
b
). Восьмая квинта есть пониженная на полтона ре, так как 33/25:28/35=38/213‚
и соответствует ре
b .
Девятая, точно также – ля
b
(34/26:28/35=39/214),
десятая – ми b
(35/28:28/35=310/216),
одиннадцатая – си b
(36/29:28/35=311/217).
Наконец, двенадцатая квинта приходится на пониженный на полтона интервал
седьмой, поскольку 37/211 (соль
b
) : 28/35=312/219.
Следуя принятому обозначению‚ мы должны отметить эту ступень как соль‚
дважды пониженное на полтона (соль
bb
).
Фиг.
4. «Прямая» и «зеркально-отражённая» семиступенные гаммы‚
полученные 12-ю квинтами.
![](galerea11/octava/image009.gif) В пифагорейском натуральном строе два полутона
(дубль-бемоль) не дают в сумме интервала, равного целому тону (28/35х28/35=216/310
<9/8)‚ поэтому последняя ступень не совпадает с фа №1
-
не равна
в точности единице‚ то есть интервалу примы (312/219=531441/524288
=1.0136432 >1)‚ превышая её на величину пифагорейской коммы
(обозначаемой нами D
).
Фиг.
5. Круг двенадцати квинт.
Хордами отмечены
интервалы полутона (35).
![](galerea11/octava/image010.gif)
Фиг.
6. Деление октавы на 12 полутоновых интервалов, повторяющее её квинтовую
структуру.
Следовательно‚ двенадцатая квинта вверх от исходной
ступени порождает новый малый интервал 312/219
в фа № 13 (Фиг. 5)‚ численно соответствующий разнице
целого тона (9/8) с двумя полутонами 32/23:(28/35)2=312/219,
что составляет примерно 1/8,69 целого тона (иначе говоря,
1.01364328,69 = 9/8). Образование микроинтервалов («комм») в
квинтовом строе задаёт числовую основу системы натуральной микрохроматики.
Полное заполнение интервала октавы полутоновыми ступенями даёт естественную
(12-ти или 17-ти ступенную) хроматическую гамму.
При этом восходящие квинты (по часовой стрелке круга) образуют ступени бемоля
(
)
‚
а нисходящие (против часовой стрелки)
-
ступени диеза (#)
- Фиг. 6‚ 7.
Фиг. 7.
![](galerea11/octava/image012.gif) Очевидно‚ что на этом квинтовому процессу
не положен предел. Если продолжать его далее‚ все ступени квинтами
вверх будут повторяться с повышением на комму (+ D
)
с каждым витком спирали‚ и при движении
квинтами вниз (последовательные значения умножаются на 2/3‚ и также
приводятся в исходную октаву)
- с убыванием (
− D
) в каждом цикле двенадцати. Мы предоставляем проверить это
самому читателю. Итеративное деление отрезка до
-
до 1
гармоническими числами бесконечно‚ и при этом
никогда не происходит совпадения положения двух различных
номеров.
Отметим основные моменты‚ инвариантные относительно значений ступеней‚
полученных квинтовым алгоритмом
- достаточно‚
чтобы их номера шли по порядку
*
:
1.
каждые 12 последовательных ступеней образуют натуральную хроматическую
гамму с подразделением октавы
на 12 полутонов -
Фиг. 6
;
Фиг. 8. Цикл пяти
ступеней.
![](galerea11/octava/image013.gif) 2. 17 последовательно взятых
ступеней образуют семнадцатиступенную хроматическую гамму 12-ти полутонов
с энгармонически неравными повышенными и пониженными ступенями‚
разделёнными интервалами коммы (
D )
-
Фиг. 7;
3. каждая тринадцатая
ступень замыкает октавный цикл‚ порождая
сдвиг на микротоновый интервал (комму
D )
-
Фиг. 5;
4.
каждый диаметр‚ проведённый через противолежащие
ступени двенадцатичленного круга‚ отмечает в нём ось зеркальной
симметрии и два полюса‚ относительно которых проявлен двоичный
паттерн Октавы -
Фиг. 4‚9;
5.
каждые 7 следующих по порядку ступеней‚ отделённых диаметром (
Фиг. 10) образуют семиступенную
гамму с пятью целотоновыми и двумя полутоновыми промежутками одного из
семи принятых в античности ладов (либо заменяющей лад тональности)
-
семеричный паттерн Октавы:
![](galerea11/octava/image014.jpg)
Фиг.
9. Бинарный порядок заполнения интервалов относительно фа и си.
6.
все вышеуказанные свойства Октавы определены её пятеричным
циклом: пять квинт вверх результируют понижением
исходной ступени на полтона‚ либо повышением на полтона при движении
квинтами вниз -
Фиг. 5‚
8;
7.
далее‚ двенадцатеричный порядок разбивается на «квадранты» и « тригоны» малой и большой терций‚ служащих в
музыке основой аккордово-гармонических построений
-
Фиг. 11;
8.
и‚ наконец‚ все описанные отношения проистекают из начал чёта и нечёта
(3 n
:
2
m )‚
заложенных в квинтовый алгоритм. Свойства Октавы как умозрительного
объекта не зависят от природы звука‚ и вправе рассматриваться
как проявление законов числа. Подобные принципы числовой
организации обнаруживаются и в ДНК – универсальном коде жизни.
Присутствие коммы в квинтовом круге было известно издавна и служило
постоянным раздражающим фактором для музыкальных теоретиков. Им казалось
неудобным образование в натуральном строе тональных гамм с комматически смещёнными
ступенями‚ а также и то‚ что октава не замкнута
-
два натуральных полутона не образуют в точности целый тон.
Уже греческий философ Аристоксен‚ ученик Аристотеля (
IV
в. до н.э.) предложил темперированный
строй
-
деление октавы на равные интервалы.
Но эта рационалистическая идея смогла осуществиться
лишь во второй половине XVII
века ‚
когда каждый полутон объявили равным ровно 100
центам‚ или .
Фиг.
10. Интервалы тритона (36) в круге квинт‚
отмечающие границы ладов и тональностей.
Фиг.
11. Интервалы малой (33) и большой терций (34)
в квинтовом круге.
![](galerea11/octava/image0162.gif)
Это дало возможность‚ бесконечно поднимаясь по
лестнице квинт‚ неизменно возвращаться к её началу‚
-
как мы видим знаменитой гравюре Маурица
Эсхера‚ и в чём убеждают нас органные
произведения Иоганна-Себастьяна Баха.
Но те‚ кто стоял ближе к основаниям квинтовой
системы‚ не могли не сознавать её фрактальные возможности
-
об этом свидетельствуют известные места платонова
Тимея (36).
Продолжим итерации виток за витком двенадцатиступенного круга. Нетрудно
убедиться‚ что на пятом круге будет достигнуто приращение в
4 коммы‚ что превышает интервал полутона (3.85
D ). Тогда
ступень 12х4+6 = №54 ми станет на полтона
выше‚ то есть «обратится» в фа‚ а «квинтовая
спираль» пересечёт самое себя во второй раз
- первое сближение мы
видели в №13. На сей раз‚ показывает расчёт‚
«соединение» более полное – новый микроинтервал (
s ) в 6.5 раз
меньше пифагорейской коммы (
D )‚ а «витки спирали» стали
значительно шире.
Отправляясь от нового значения‚ мы вправе ожидать‚ что на седьмом круге цикла
в 53 квинты
s
- приращения достигнут
величины D
‚ и снова произойдёт «соединение» с единичным фа.
При этом
ступень №54 + 53 х 6 = 372 достигнет (и превысит ещё на какое-то
микротональное деление) величину ступени №13 фа
D
. Если №13 приходит в соответствие с №
372‚ то №1‚ очевидно‚ отвечает 372─12 = №
360‚ так что следующее «возвращение» происходит ровно на этом
номере‚ что подтверждается компьютерным моделированием пифагорейских
гармонических чисел.
Не боясь наскучить читателю‚ мы не откажем себе в
удовольствии провести расчёт «на пальцах» и следующего соединения.
Поскольку
интервал окавы 2 содержит 51 микротон
I
порядка
D плюс один микротон
II
порядка s
‚ то приращение комм
D с каждым
циклом 12-ти ступеней за 51х12=612 номеров покроет интервал в
51 D
‚ а для получения малого приращения
s
‚ как мы знаем‚ нужен ещё период в 53 ступени. Прибавив к №1фа
51 цикл по 12 номеров и один в 53 номера‚ мы получим искомое значение
ступени №1+612+53 = №666
- самое
близкое после единицы среди более чем
16000 гармонических чисел
Фиг.
12. Порядковое расположение квинтовых ступеней в окрестности №1 фа
для первой тысячи номеров.
(его микроинтервал составляет
1/15878 часть октавы)
- Фиг. 12. Так‚
занимаясь вроде вполне безобидным делом‚ мы
невзначай затронули «эсхатологическую» тему.
54 есть сумма «двойных и тройных чисел»‚ приводимых в
Тимее в качестве основы расчленения Октавы
космоса:
![](galerea11/octava/image019.gif)
360 тоже хорошо известно
- до сих
пор так считают градусы окружности‚ но причём здесь
«число Антихриста»? Ответ может заключаться в том‚ что
666 не менее других паттернов Октавы пригодно для представления
временных циклов‚ ведь «устрояя небо, Он творит... вечный
образ, движущийся от числа к
числу, который мы назвали временем»
(Тимей‚ 36 b
).
Время -
«материя» столь же привычная для нас‚ сколь и
непонятная -
по свидетельству всех мистиков‚ есть принцип
фрактального раздробления единого Бытия.
Каждый из периодов Октавы отвечает гамме с
соответствующим микротональным делением‚ поддерживая основное
фрактальное свойство -
создавать циклы внутри циклов‚ повторяя одни и
те же числовые узоры в нисходящем порядке шкалы масштабов‚
-
возьмём известное множество Мандельбро. В этом
смысле мы можем говорить о «внутренних октавах»
*
‚ вкладываемых друг в друга наподобие матрёшек.
Период в 665
квинт выступает при этом характерным аттрактором‚
повторяющим в своём интервале исходный рисунок двенадцати ступеней
-
Фиг. 13:
Фиг.
13. Паттерн 12-ти ступеней‚ повторяемый в микроинтервалах цикла 665 тонкой
структуры Октавы. Разрешение - порядка
1.9 .105
номеров.
![](galerea11/octava/image021.gif) Периоды более высоких порядков
раскладываются
на нижележащие как на составляющие модули‚ связующим звеном
выступает цикл 665:
16266 = 665 х 24 +
359 ─ 53‚
31867 = 16266 х 2
─ 665‚
79335 = 16266 х 5 ─
665 х 3‚
111202 = 16266 х 7 ─ 665
х 4‚
190537 = 16266 х 12 ─ 665
х 7‚
301739 = 16266 х 19 ─ 665 х
11‚ и т.д.
В конце XVI века
француз Жозеф Скалигер задумал создать
времяисчисление‚ наилучшим образом согласованное с известными на то время
астрономическими и историческими данными‚ и предложил так называемый
юлианский период в 7980 лет‚ попав как раз «в яблочко»‚ поскольку эра
Скалигера -
до сих пор‚ кстати‚
используемая при хронологических расчётах‚
- как раз
основана на периоде 665 (7980 = 665 х
12).
Вряд ли
Скалигер‚ да и Святой Иоанн опирались на непосредственное
знание об Октаве‚ но её следы уводят гораздо глубже. Носящая имя Пифагора
квинтовая система по глубине своей общности является бессмертным
памятником
- а также и универсальным кодом
человечества: если даже предположить‚ что знание о ней было бы когда-либо
утрачено‚ она неизбежно была бы переоткрыта снова.
Странные «мистические» принципы‚ положенные древними в основания природы
и применяемые в астрологии и счёте времени
- пара
инь-ян‚ три гуны‚ пять элементов‚ восемь направлений и
двенадцать знаков Зодиака‚ шестидесятилетний цикл‚ загадочный
И цзин‚ майанский
календарь и древнеиндийские эры
- все они так или
иначе находят в Октаве свой числовой прообраз.
2005 © Б.Сварог
waruna@yandex.ru
*
По материалу книги Б.Сварога
Ход ночного солнца /предлагается
к изданию /.
*
Заметим‚ что в этой системе мы получаем
интервалы с точностью до обращения (2)‚ и их определяющей
характеристикой служит показатель степени при числе 3.
Так‚ 31 - это
квинта и её обращение - кварта‚ 32
- 1 тон и малая септима и т.д. Любая
ступень может выступать нижней и верхней границей соответствующего
октавного интервала.
*
Термин внутренняя октава мы впервые встречаем
у Гурджиева.
|