БЛОГ •
Форум •
Ссылки •
•
Почему Арбуз? •
Служебная •
UN
•
|
|||||||||||||||
|
|||||||||||||||
Благодарим Computer mentor за разрешение разместить на Арбузе.
|
1,57... » | π 2 |
≤ λ ≤ √ 3 » 1,73... |
(при этом наличием склеиваемых участков полоски мы пренебрегаем: предполагается, что края полоски склеиваются встык) и постараюсь объяснить, почему не удаётся вычислить λ точнее.
Раз требование не мять бумагу так важно, посмотрим, каков его математический смысл.
Легко понять, что запрещение мять бумагу значительно ограничивает возможность манипулировать бумажным листом. Например, лист бумаги, не помяв, можно свернуть в трубку или сложить без складки пополам, но нельзя сложить вчетверо (рис. 2). Из листа бумаги, не смяв его, можно сделать конус («фунтик»), но нельзя сделать сферу или даже её кусочек (рис. 3): прижмите лист бумаги к глобусу, и обязательно появятся складки. Как видно, листу бумаги можно придать далеко не всякую форму.
Рис. 2 |
Рис. 3 |
Поверхности, которые можно сделать из листа бумаги, изгибая, но не сминая его, математики называют развёртывающимися. (Примеры развёртывающихся поверхностей показаны на рисунке 4.) Конечно, в математике развёртывающиеся поверхности определяются не так: в математическом языке отсутствуют слова «бумага», «сминать», «сделать». Существует целая теория развёртывающихся поверхностей, среди достижений которой – удовлетворительный ответ на вопрос, какими они могут быть; математики называют это «классификацией» (ответ принадлежит Леонарду Эйлеру). Я не собираюсь здесь излагать общую теорию развёртывающихся поверхностей: всякая общая теория скучновата. Я приведу только некоторые свойства развёртывающихся поверхностей, нужные для дальнейшего. Наше наглядное определение не позволяет их доказать, так что придётся рассматривать эти свойства как экспериментальные факты (возьмите лист бумаги и убедитесь в их справедливости).
Через каждую точку A развёртывающейся поверхности, не лежащую на её границе, проходит лежащий на поверхности отрезок, не кончающийся в A. Иначе говоря, в каждой точке к развёртывающейся поверхности (изогнутому, но не смятому листу бумаги) можно приложить спицу так, чтобы она прилегала к поверхности на некотором протяжении по обе стороны от взятой точки. Такой отрезок называется образующей поверхности (условимся, что это название относится только к отрезкам максимальной длины, целиком лежащим на поверхности, то есть, к отрезкам, не содержащимся в бóльших отрезках с этим свойством).
Если через точку A, не лежащую на границе поверхности, проходят две различные образующие, причём A не является концом ни одной из них, то достаточно маленький кусок поверхности, окружающий A, является плоским. В таком случае точку A мы будем называть плоской.
Если точка A, не лежащая на границе поверхности, является концом какой-нибудь образующей, скажем, a, то окрестность точки A устроена так. Через точку A проходит единственная не кончающаяся в ней образующая, скажем, b (рис. 5). Эта образующая разделяет поверхность на две части. С той стороны от образующей b, с которой находится образующая a, к образующей b прилегает плоский кусок, с другой стороны от b, сколь угодно близко от точки A, имеются не плоские точки. Точку A в этой ситуации мы будем называть полуплоской.
|
|
Подчеркнём, что если точка поверхности не является ни граничной, ни плоской, то через неё проходит единственная не кончающаяся в ней образующая, причём концы этой образующей лежат на границе поверхности.
Примеры. Лист бумаги, свёрнутый в трубочку или в фунтик, плоских (и полуплоских) точек не имеет. У трубочки образующие составляют семейство параллельных отрезков, у фунтика – семейство отрезков, веером расходящихся из одной точки. Возможны более сложные расположения образующих. Например, образующие и плоские точки развертывающейся поверхности, изображённой на рисунке 6а, показаны на рисунке 6б (на нём поверхность развёрнута в плоский лист бумаги): тонкие синие линии – образующие, а закрашенные области состоят из плоских точек.
Точки, лежащие на границе области плоских точек, являются либо граничными для всей поверхности, либо полуплоскими. Если поверхность сделана из бумажного многоугольника (скажем, из прямоугольника), то плоские точки составляют один или несколько плоских многоугольников, причём у каждого из этих многоугольников вершины лежат на границе поверхности, а стороны либо лежат на границе, либо состоят из полуплоских точек (см. ещё раз рисунок 6б).
Упражнение 1. Развёртывающаяся поверхность сделана из
Вернёмся к нашему основному сюжету: вычислению λ – нижней грани длин бумажных полосок ширины 1, из которых можно склеить несмятую ленту Мёбиуса.
Доказательство. Пусть лента Мёбиуса сделана из бумажной полоски длины l.
Намотаем на неё длинную бумажную ленту. Эта лента (толщиной бумаги
пренебрегаем) будет составлена из прямоугольников одинаковой длины,
каждый из которых принимает форму нашей ленты Мёбиуса. Отметим на
длинной ленте прямолинейные образующие и плоские точки (как на рисунке
6б). Получится что-то вроде рисунка 7. Картина периодична: всё
повторяется с периодом,
| |
|
Возьмём любую образующую из нашего семейства, скажем,
Рис. 9 |
|
|
Рис. 10 |
Возьмём любое n и найдём между
Итак,
Эта теорема проще предыдущей: для её доказательства достаточно объяснить, как склеить ленту Мёбиуса из полоски, длина которой больше √3. Предположим сначала, что её длина в точности равна √3. Тогда на этой полоске можно расположить два правильных треугольника (рис. 12). Перегнём полоску по боковым сторонам этих треугольников, чередуя направления сгиба (рис. 13; возьмите ножницы и бумагу и проделайте это). Края AB и CD полоски совместятся, причём точка A совместится с точкой D, а точка B – с точкой C. Получится лента Мёбиуса.
Рис. 12 |
Рис. 13 |
Рис. 14 |
Рис. 15 |
При этом построении было нарушено главное правило – не мять бумагу. Но легко понять, что если длина полоски хоть немного больше √3, то излом по образующей можно заменить изгибанием, производимым на узком участке (рис. 14). Короче говоря, излом вдоль прямолинейного отрезка нам не страшен: его можно заменить близким к нему изгибанием. (Непоправимое сминание бумаги происходит, когда две линии перегиба пересекаются, т.е. когда лист складывается наподобие носового платка – всё это известно нам из повседневного опыта.)
Как выглядит получившаяся лента Мёбиуса, показано на рисунке
15. Её устройство можно представить себе так: три одинаковых правильных
треугольника ABC,
Упражнение 2. Нарисуйте для ленты Мёбиуса, построенной в доказательстве теоремы 2, схему прямолинейных образующих и плоских точек (подобно рисунку 7).
Пока задача не решена, трудно сказать, почему она не решена. Всё же иногда в разных нерешённых задачах удаётся проследить общие трудности, отметить, так сказать, на математической карте труднопроходимые места, что позволяет подчас предсказать успех или неудачу при решении той или иной задачи.
В предыдущем параграфе мы доказали, что λ есть одна из точек отрезка
Дело вот в чём. Доказательство теоремы 1 оставляет неиспользованным одно важное свойство нашей ленты Мёбиуса – отсутствие у неё самопересечений. Самопересекающуюся ленту нельзя сделать из бумаги, но представить себе её можно: подобно самопересекающейся линии на плоскости она «проходит сквозь себя», причём можно разделить её на части, каждая из которых самопересечений не имеет.
Допустим, что, говоря о бумажных лентах Мёбиуса, мы с самого начала разрешили им иметь самопересечения. Тогда λ приобретает новый смысл, – новое значение λ будет меньше прежнего или равно ему. При этом теорема 1 останется верной, и в её доказательстве не придётся менять ни одного слова: отсутствие самопересечений в этом доказательстве нигде не используется. Что же касается теоремы 2, то, если разрешены самопересечения, её можно значительно улучшить. Именно:
Теорема 3. Ленту Мёбиуса с самопересечениями можно склеить из полоски любой длины, большей
Делается это так. Возьмём достаточно большое нечётное n и построим правильный
Рис. 16 |
Рис. 17 |
Рис. 18 |
Рис. 19 |
Упражнение 3. Нарисуйте для ленты Мёбиуса, изображённой на рисунке 19, диаграмму плоских точек и прямолинейных образующих.
Таким образом, если бы мы захотели (для лент без самопересечений) доказать, что
Но вернёмся к ленте Мёбиуса. Теорема 1, как мы видели, в действительности относится к самопересекающимся лентам. Маловероятно, чтобы условие отсутствия самопересечений не воздействовало на λ; однако учесть это воздействие не удаётся, поскольку математика не обладает достаточными техническими средствами для изучения самопересечений в трёхмерном пространстве. Напротив, вполне вероятно, что теорема 2 неулучшаема. Ведь улучшить её – значит придумать новую конструкцию ленты. Опыт показывает, что оптимальные конструкции бывают простыми и гармоничными, каковой и является конструкция из доказательства теоремы 2. Естественно предположить, что если бы лучшая конструкция существовала, она была бы найдена – за столько лет!
Вот почему можно ожидать, что
Склеим из бумажной полоски не ленту Мёбиуса, а цилиндр (размеры полоски – любые). Можно ли, не сминая бумаги, вывернуть цилиндр наизнанку? Если цилиндр широк и низок, то, конечно, можно, а если он узок и высок – то нельзя. Обозначим через σ такое число, что если отношение длины полоски к ширине больше σ, то цилиндр вывернуть можно, а если меньше – то нельзя. Доказательства трёх следующих теорем (более трудных, чем теоремы 1, 2, 3) я оставляю вам в качестве задачи:
Теорема 1'.
Теорема 2'.
Теорема 3'. Предположим, что в процессе выворачивания допускаются самопересечения. Тогда любой цилиндр, сделанный из полоски, у которой отношение длины к ширине больше π, можно вывернуть наизнанку (не сминая бумаги).
Больше ничего об этом не известно.
В заключение я хочу сказать, что мысль написать эту статью возникла у меня при чтении статьи Б. Гальперина и К. Уивера в журнале «Transactions of the American Mathematical Society» (1977, т. 230), из которой я узнал о современном положении дел с обсуждавшимися проблемами.