Ломтик цветастый
Тридцать четвертый выпуск
газеты-ломтика, 34 - наименьшее число такое, что
имеет равное количество делителей с ближайшими
соседними числами. Число из последовательности
Фибоначчи. Кто знает еще интересные свойства
номеров газет - сообщайте в Форум или мылом.
Начнем с картинки...
Это развитие темы о Цветастых
сущностях... Поиграйте с кодом, получите новых
красавцев.
теперь разделитель тем еще и ссылка на Форум для
обсуждения ломтика
О традициях и устройстве жизни.
Скопировано на свалке
всего подряд
Как обезьяны демонстрируют
основные понятия о человеке.
Клетка. В ней 5 обезьян. К потолку
подвязана связка бананов. Под ними лестница.
Проголодавшись, одна из обезьян подошла к
лестнице с явными намерениями достать банан. Как
только она дотронулась до лестницы, вы
открываете кран и со шланга поливаете ВСЕХ
обезьян очень холодной водой. Проходит немного
времени, и другая обезьяна пытается полакомится
бананом. Те же действия с вашей стороны.
ОТКЛЮЧИТЕ ВОДУ.
Третья обезьяна, одурев от
голода пытается достать банан, но остальные
хватают ее, не желая холодного душа.
А теперь, уберите одну обезьяну из клетки и
замените ее новой обезьяной. Она сразу же,
заметив бананы, пытается их достать. К своему
ужасу, она увидела злые морды остальных обезьян
атакующих ее. После третьей попытки она поняла,
что достать банан ей не удастся. Теперь уберите
из клетки еще одну из первоначальных пяти
обезьян и запустите туда новенькую. Как только
она попыталась достать банан, все обезьяны
дружно атаковали ее, причем и та, которую
заменили первой (да еще с энтузиазмом).
И так, постепенно заменяя всех
обезьян, вы придете к ситуации, когда в клетке
окажутся 5 обезьян, которых водой вообще не
поливали, но которые не позволят никому достать
банан. Почему?
Знакомый артист и режиссер
Алексей Павлов (о нем смотрите http://www.show-aladdin.narod.ru/pavlov.html)
знакомясь с цифровыми стихами
воскликнул: "А мы давно используем цифровую
речь!" и рассказал об удивительной методике.
На арттренингах в студии
актерского мастерства основная цель - добиться,
чтобы участники понимали друг друга не просто в
полуслова, но и чувствовали состояние партнера
по сцене. Одно из упражнений для развития такого
взаимоотношения состоит в следующем. Участник
тренинга должен рассказать о важном недавнем
событии в своей жизни, но говорить он должен
только цифры или числа.
И что вы думаете - участники
всегда понимают о чем был рассказ! Как передается
информация? Загадка. За счет мимики, жестов,
интонации? Или за счет возникноаения особенного
контакта...
Последние разработки Алексея
Павлова позволяют добиться взаимодействия
участников, подобного тому, которое возникает
при гипнозе. Есть предварительные результаты
лечения арттренингом от наркотической
зависимости, скоро, вероятно, можно будет
рассказать об этом поподробнее.
Попробуйте с друзьями -
расскажите им свои переживания цифрами и
убедитесь, насколько вы близки друг другу.
Просто интересная статья,
почитайте. Источник.
Раиса Берг. Чем кошка
отличается от собаки?
Этот вопрос исходил, наверно, от
каких-либо очень серьезных людей — логиков,
кибернетиков — и поставлен был, надо думать, с
серьезной целью: опознание образа, определение
понятий или что-нибудь еще более
глубокомысленное. Широкие массы сделали из него
забаву. Спрашивающий подразумевал, что дать на
вопрос однозначный ответ невозможно. Ни одного
признака, при всех обстоятельствах отличающего
кошку от собаки и неотъемлемого от обоих
животных, нет и быть не может. Требовалось, чтобы
отвечающий методом проб и ошибок сам убедился в
этом.
Спрашивает этакий
кибернетический юнец у своей мамы: «Чем же кошка
отличается от собаки?» Мама говорит: «У кошки усы
большие, торчащие, а у собаки маленькие и
прилежащие». — «А если усы отрезать, так ты кошку
от собаки не отличишь?» Мама отвечает: «У кошки
зрачок суживается в щель, а у собаки, суживаясь,
остается круглым». — «Значит, спящую кошку
нельзя отличить от собаки?»
Турнир продолжается. «У собаки
когти не втягиваются и, когда она бежит по полу,
слышно, а кошка бежит бесшумно». — «Значит, стоит
кошке показать когти, и тебе покажется, что перед
тобой собака?» — «У кошек уши торчат, а у щенков
всех пород уши висячие», — говорит мама, которая
не просто дело знает, а и в тонкости входит. Ответ
незамедлителен: «Так. Щенка овчарки ты
принимаешь за собаку, а взрослую овчарку
относишь уже к кошкам».
Мама от отдельных животных
переходит к их множествам: «Все взрослые кошки
примерно одинакового размера, а собаки —
разные», — говорит она. Она права. Еще Дарвин
обращал внимание на малое число пород кошек по
сравнению с превеликим межпородным
разнообразием собак. Он усматривал причину
различия в трудности поставить под контроль
человека кошачьи браки — в отличие от браков
собачьих. А подбор пар — основа выведения пород.
Но сын этой мамы не зря
кибернетик. «Значит, сто такс — это кошки?» —
спрашивает он с невинным видом, скрывающим
торжество победителя. Мама сдается. Отличить
кошку от собаки ей не дано.
Известному писателю и
драматургу Евгению Львовичу Шварцу этот вопрос
был задан в очень деликатной форме. «Скажите,
Евгений Львович, почему собака — животное для
человека не менее полезное, чем кошка, — терпит и
голод, и холод, живет в будке во дворе и ее на цепи
держат, а кошка — сытая, пьяная, нос в табаке —
спит на постели хозяина?» — «Кошка умеет себя
поставить» — сказал Евгений Львович. Есть ли в
действительности отличие — одно-единственное,
первопричина всех остальных, тот аргумент, по
отношению к которому все остальное выступает как
функция, как производное?
В поисках решения этой задачи мы
будем рассматривать собаку как представителя
определенного типа. И точно так же будем
рассматривать кошку — как представителя другого
типа. Под типом мы подразумеваем множество, и
всем представителям его присущ комплекс свойств.
Эти свойства закономерно сочетаются друг с
другом, компенсируют друг друга и порознь не
существуют. Кибернетический юнец назвал бы эти
свойства комплементарными.
Великим мастером очерчивать
круг таких взаимозависимых признаков был в
прошлом веке Жорж Кювье. «Дайте мне зуб
животного, и я восстановлю его облик вплоть до
волоска на кончике его хвоста». Таков
приблизительно был девиз этого реставратора
ископаемых чудовищ. Мог бы он указать на
фундаментальное различие собаки и кошки?
Попытаемся реставрировать возможный ответ
реставратора. Исходя из двух своих великих
принципов — принципа корреляций (соответствий) и
принципа условий существования, не потерявших
своего значения и поныне, Кювье ответил бы: кошка
— подстерегающий хищник, собака добывает пищу,
преследуя жертву.
Технология добычи пищи —
аргумент, все остальное — функция.
Действительно, характер пищи и способ ловли —
цель и способ ее достижения — налагает отпечаток
на весь жизненный строй вида, на облик каждого
представителя вида, предопределяет черты его
характера, его взаимоотношения с животными
своего вида и других видов. Подкарауливая, кошка
затаивается. Выключение любой сигнализации —
залог успеха. Жертва не должна видеть, слышать,
обонять притаившегося убийцу. Внезапность
нападения — главный стратегический козырь
кошки. Прицел и нападение ведется с короткой
дистанции. Прыжок должен быть сильным и верным.
Расцветка шкуры всех кошачьих имитирует игру
света и тени. Для зорких глаз кошки и в тени света
достаточно. А на свету света слишком много, и
кошка щурится. Кошка лишена запаха, движения ее
беззвучны. Пахнущая кошка, кошка, стучащая
когтями, умерла бы с голоду. Запах для нее —
непозволительная роскошь. Целый ритуал умывания,
строжайшая чистоплотность избавляют кошку от
голодной смерти. Совершая свои отправления,
кошка действует тщательно и аккуратно.
Собака в той же ситуации
поступает иначе. Два-три небрежных движения
задними ногами, как будто на пожар спешит.
Обернуться собака не дает себе труда. Ритуал
совершается чисто формально, можно сказать —
бюрократически. Но и кошка действует не из
врожденной стыдливости. Она преследует свои,
чисто корыстные цели. Охотничья территория не
должна выдавать присутствия зверя. Своей
охотничьей территорией кошка владеет
единолично. Она — кошка, которая ходит сама по
себе. Но те самые свойства, которые нужны кошке,
чтобы усыпить бдительность жертвы, открывают ей
доступ в покои хозяев. Кошка лежит на постели
хозяина, потому что она подстерегающий хищник.
Собака — преследующий хищник. Собаки
объединяются в стаи для совместной охоты.
Общительность их нрава, привязчивость коренятся
в совместной охоте. Кошка привязана главным
образом к охотничьей территории, к дому, а собака
— к самому человеку.
Затаиваться, чтобы быть сытой,
собаке в ее исконном состоянии не приходилось.
Вонь, шум — ей все нипочем. Чистоплотность собаки
весьма относительна. Поэт, у которого бесенок
говорит: «Я сам в ненастье пахну псиной И шерсть
лижу перед огнем» — ошибался: запах псины и
вылизывание шерсти — «две вещи несовместные»,
одна — собачья, другая — кошачья. Тот, кто лижет
шерсть, не пахнет ничем, иначе зачем бы он стал
стараться? Собака лает — ветер носит. Кошка — за
вычетом кошачьих концертов — слова на ветер не
бросит. Истошные крики мартовских котов —
приглашение к бою, пережиток старины, реликт
заявки на охотничью территорию. Звучат они тогда,
когда не до еды. Пропади они пропадом, все мыши и
крысы всего мира. Пусть слышат. Идет крупная игра.
Самая последняя ставка — жизнь.
Собака поддается влиянию
человека. Кошка всегда остается сама собой. В
человеческих распрях она не участник. Хорошо,
говорите вы, мои читатель, мои воображаемый
собеседник, там у вас проскользнула — в вопросе,
обращенном к Евгению Шварцу, — такая мысль, что
собака не меньше принесла человечеству пользы,
чем кошка. Собака ведь сторож, пастух, охотник.
Именно из-за необходимости общаться с себе
подобными в процессе добывания пищи собака легко
входит в контакт с человеком, и человек возлагает
на нее множество обязанностей. А кошка ловит
мышей — только и всего. Да, вы правы, роль собаки в
жизни человека очень велика. Вы забыли еще
упомянуть ездовых собак. Знаменитый
исследователь Камчатки Крашенинников описывает,
как в его время на Камчатке зимой лошадей на
собаках возили.
Кошка же ловит мышей. Но, ловя их
и не возлагая на себя больше никаких
обязанностей, кошка сыграла в жизни человечества
великую роль, намного превосходящую все вместе
взятое, сделанное для человека собакой. Без кошки
человечество никогда не достигло бы высокой
численности. Есть виды растений и виды животных,
занимающие особое место в человеческой истории.
В той роли, которую они играют в жизни человека,
они не заменимы никаким другим видом животного и
растения. К таким видам относится кошка.
Чем была бы Греция без
оливкового дерева? Можно с уверенностью сказать,
что прекрасные амфоры предназначались главным
образом для хранения оливкового масла —
калорийного, хранимого, портативного продукта. В
полумраке трюмов греческих судов я вижу
сдвоенные ряды сосудов. Остроконечные днища
каждого ряда входят в промежутки между
остроконечными днищами другого ряда, не оставляя
ни малейшего просвета. Ни виноградники, ни отары
овец не были для Греции тем, чем были масличные
рощи. Лишь рыболовство, добыча даров моря может
сравниться в экономике Древней Греции с добычей
оливкового масла. Не только расцвет культур
связан с каким-либо животным или растением.
Разрушение цивилизаций зависело чаще всего от
военной мощи пришельцев, а в иных случаях эта
мощь создавалась не без участия животных.
Для древних монголов и арабов,
повинных в разрушении огромного количества
культурных ценностей, таким животным была
лошадь. Лошадь — это средство передвижения и
источник питания, корабль, способный питаться и
воспроизводить себя в пути, поставлять еду и
материал для изготовления обуви и для
строительства жилищ, питье и материал для
изготовления тех сосудов, в которых оно будет
храниться. Лошадь — это корабль, на котором можно
ездить и из которого изготовляются седла —
снасти, необходимые, чтобы ездить было удобней.
Бурдюк, изготовленный из лошадиной шкуры,
монголы наполняли кобыльим молоком, и оно
превращалось в великолепный слегка пьянящий
напиток — кумыс. Осуществляя нашествие на Русь,
монголы переправляли скарб, женщин и детей на
плотах, положенных на бурдюки, надутые воздухом.
Плоты тянули вплавь лошади. Нагайки, которыми
подгоняли лошадей, были сделаны из их же кожи.
Вот уже поистине как в
средневековой армянской басне: когда пришли
люди, чтобы спилить кипарисовую рощу, кипарисы
говорили: смотрите, ручки того, чем нас пилят, из
нас же. Но вернемся от этих печальных мыслей к той
благородной роли, которую играли растения и
животные в человеческой истории. Чем был бы
Древний Египет времен своего расцвета без
возделываемых растений и зернохранилищ? Тут мы
дошли до кошки. Когда зерно собрано, найдется
немало претендентов питаться им помимо человека.
В конкуренцию за обладание богатейшим
скоплением пищи вступают мыши. Они размножаются
в гигантских количествах. Возрастание их
численности не связано теперь с периодичностью
урожая. Человек снабжает их круглый год. Хорошо
бы заставить работать этого снабженца на себя и
одновременно сдерживать его численность, не
давая ему размножаться в нежелательных пределах.
Так рассуждали бы мыши, доводись им рассуждать.
Мыши, не рассуждая, начали со своим благодетелем
и конкурентом бактериальную войну. Иммунные по
отношению к чуме, способные культивировать в
своей крови возбудителя болезни, не заболевая,
мыши вместе с блохами чуть было не сделались
регуляторами численности человека.
На стороне человека выступила
кошка. Можно сказать, что египетская культура
покоится на разливах Нила, на зернохранилищах и
кошках. Египтяне сделали кошку священным
животным. Мумию ее клали рядом с мумией фараона в
его усыпальницу. Считалось, что и в загробной
жизни без кошки не обойтись. Кроме кошки, мышей
уничтожали совы, змеи, и им египтяне воздавали
почести, но мумий змей и сов не делали. Кошка и тут
сумела себя поставить. Кошки — потомки дикого
египетского кота — были завезены затем в южную
Европу. В северной Европе была приручена дикая
европейская кошка. Затем домашние кошки слились
в единый вид, и только наличие короткохвостых,
коротколапых красавцев с маленькими ушами,
ведущими свое начало от европейской кошки,
наряду с длиннохвостыми, лопоухими, длинноногими
потомками египетского кота, указывает на
происхождение домашней кошки от разных видов. Но
мой читатель не дремлет. Ехидный вопрос к автору
у него на устах. А крокодилы? Почему египтяне
причисляли к лику священных животных крокодила,
заботились о его бессмертии наравне с
бессмертием фараона и в усыпальницы клали мумии
крокодилов? Я имею на этот счет мнение, хотя и
боюсь, что его не разделят специалисты-историки.
Однако рискнем. Крокодилы делали
то же, что и кошки. Только уничтожали они не мышей,
а несли санитарную службу, уничтожая в первую
очередь умерших людей и препятствуя
распространению инфекций. Те поселения, которые
истребляли крокодилов или основывались вдали от
их лежбищ, оказались в худшем положении перед
лицом инфекций, чем те, у кого крокодилы были на
вооружении как гигиеническое средство. На мой
взгляд, таковы объективные причины
обожествления крокодила и кошки. Субъективные
причины могли быть совсем иными. Как бы то ни
было, мумии фараона приходилось делиться маслом
плодов ливанского кедра не только с кошкой, но и с
крокодилом. Мирное сосуществование человека,
кошки и крокодила в загробном царстве, которое,
очевидно, предполагалось блюстителями традиций,
остается для меня непонятным. Будь я фараоном,
верь я в загробную жизнь, протест против
соседства в усыпальнице с крокодилом был бы
заявлен заблаговременно.
И еще одно отличие собаки от
кошки. Все, что делает собака, может делать и сам
человек. Истреблять мышей без помощи кошки он не
может. Мыши вырабатывают в процессе смены
поколений в результате выживания наиболее
устойчивых невосприимчивость к ядам, которыми их
травят. Равным образом среди них сохраняются те,
кто способен не попадаться в мышеловку. Кошка
остается наиболее эффективным средством борьбы
с мышами. Она незаменима. Тем, кто любит кошек,
нечего стыдиться, как бы ни подтрунивали над ними
окружающие. Любители кошек воздают ту дань
благодарности, которую кошки заслужили от
человечества.
Раиса Берг, доктор биологических
наук, «ЗС» №1/1968 |
Арбузные новости...
1. Выложена статья Лес без деревьев
и рассказ На крыше после
публикации в Инфоком-уз
2 . Начал выпускать Арбузные корки -
приятые адреса. Посмотрим, пойдут ли...
Посмотрите
как можно здорово оформить страничку, используя
симолы псевдографики. Ностальгия по ЕС и СМ. А здесь найдете
статью про оживление псевдографики с помощью html
и скриптов. Там же найдете еще ссылки. Ну и к
месту будет повторить картинку, прошагавшую в
мае-июне по Интернету - мне прислали ее несколько
человек, она была в разных форумах... но без
указания источника. Кто знает автора - пишите,
укажу.
О прекрасной игрушке для детей и
взрослых (а лучше вместе) рассказал
в Арбузном форуме Сергей Ф. Зайдите на его страничку и
попробуйте, двигая мышкой квадраты, замостить
ими серый прямоугольник. Для несообразительных
вроде меня есть подсказка. Почитайте другие
странички на этом сайте, посвященном квадратам.
Очень рекомендую
Головоломки с подвохом
скопированы здесь
Для того, чтобы узнать ответ
выделите "пустую" строку под вопросом.
Почему воробей может съесть горсть
овса, а лошадь не может?.
Воробьи не едят лошадей.
Что исчезает, когда съедаешь бублик?
Чувство голода.
Хорошо обученный спецназовец может
убить человека чем угодно. Как хорошо обученному
спецназовцу убить человека, если у него с собой
только четверть трамвайного билетика?
Выкинуть её подальше и задушить
человека руками.
Как разместить 7 человек на 6 кроватях,
чтобы на каждой кровати лежал только один
человек?
Пеpвого кладем на 1-ю кpовать, сюда же
вpеменно кладем и седьмого. Итак, на 1-й кpовати - 2
человека, 3-го кладем на 2-ю, 4-го - на 3-ю, 5-го - на 4-ю,
6-го на 5-ю, потом беpем седьмого с пеpвой кpовати и
кладем на 6-ю.
Jim was born on April the 4th, 1990. Which was his death day?
Загадка на английском дана не
случайно: в английском языке большинство
числительных образуется с помощью окончания
"-th", прибавляемого к числу. Поэтому "death
day", в данном случае, не день смерти, а DEA-тый
день жизни. Осталось перевести число DEA с
шестнадцатеричной системы в привычную нам
десятичную - 3562. То есть нужно прибавить 3562 дня к 4
апреля 1990 года - 4 января 2000 года.
Каждый раз после обеда я смотрю на
часы, и они все время показывают одно и то же
время, хотя обедаю я в разное время. Как это можно
объяснить не привлекая мистики?
Часы стоят.
Что можно назвать одним словом?
Хитpый ответ (для людей связанных с
пpогpаммиpованием): два байта.
Плоский ответ (для всех остальных): любое
конкpетное слово языка.
Сидит дед, во сто шуб одет, кто его
раздевает, тот слезы проливает.
Престарелый торговец дубленками с
баллончиком со слезоточивым газом.
Жил дед с бабкой в кольце железной
доpоги и понадобилось дедy в милицию, а бабке - в
больницy, но ж/д не пеpейти - поезд постоянно едет.
Как им добpаться до места назначения?
Дедy надо бабкy под поезд кинyть ->
дед попадёт в милицию, а бабка в больницy ;)
Сколько дней рождений у среднего
человека?
Средний человек рождается примерно
один раз в жизни.
Есть ли 9 мая в Англии?
Насколько я знаю, календарь там
используется такой же, как и у нас.
Женщина заплатила доктору 50 р., женщина
приходилась сестрой доктора, но доктор не был
братом женщины. Кем он ей приходился?
Доктор был её сестрой.
Почему человек, живущий в США, не может
быть похоронен в Канаде?
Как правило, живых не хоронят (даже в
США)
Мужчина посторил дом с тремя стенами,
причем каждая сторона была южной. Рядом
прогуливался медведь. Какого он цвета?
Скорее всего белого, так дело
происходило на Северном полюсе.
Лежит 3 яблока, два Вы забрали. Сколько
у Вас яблок?
Два, Вы же их себе забрали.
У Вас есть только одна спичка. В темной
комнате стоят керосиновая лампа, печь и свеча.
Что Вы зажжете в первую очередь?
Спичку.
Сколько животных каждого вида Моисей
посадил на ковчег?
Ковчег строил Ной, а не Моисей
Продавец в мясном маганизе взвешивает
товар весом 10 кг. Что это за товар?
В мясном магазине чаще всего
продается (и покупается) мясо.
Сколько 2-ухцентовых марок составляют
дюжину?
12. Вот только, что такое
"двухцентовая марка"?
Сашка и Мишка до десятилетнего
возраста учились в одной школе, всегда сидели за
одной партой, да и вообще были близкими друзьями.
Но когда им стукнуло по 11 лет, их семьи
разъехались в разные города и друзья полностью
потеряли связь. Десять лет они не имели абсолютно
никаких сведений друг о друге. И вот в один
прекрасный день Сашка и Мишка совершенно
случайно столкнулись на улице и каким-то чудом
узнали друг друга:
- Сашка, это ты?! Батюшки! Надо же вот так
встретиться!
- Мишка?! Вот это да! Это ж сколько лет мы с тобой не
виделись?
- Да лет десять, наверное.
- Ничего себе! А ну-ка, рассказывай, как живешь, что
делаешь.
- Да все у меня в порядке. Ты-то как?
- Вот, дочка у меня недавно родилась.
- Ух-ты! Ну, Сашка, ты даешь!
- Стараемся, знаешь ли.
- Девчонка-то в кого пошла? В отца?
- Не-а, ничего общего. Копия мамы.
- Небось рыженькая и веснушчатая?
- Точно!
Как же это он догадался?
Сашка - мать девочки, так как имя
Сашка не только мужское, ещё и женское. Другая
версия - мама девочки шла рядом, ведь в условии
нигде не утверждается обратное :)
|
Уже несколько лет я держу эту
статью о тьюрмитах в самых ближайших планах -
бросить все и наиграться с алгоритмом... Пока так
и не получилось... Передаю эту навязчивую идею
посетителям Арбуза. Обещаю - непременно займемся
клеточными автоматами - там столько всяких чудес!
Статья скопирована здесь. Автор
Константин Кноп.
Тьюрмиты
Совмещать приятное с полезным,
хоть и не всегда, но порой удается. Например,
совсем недавно я совместил подготовку статьи в
"Досуги" с участием в замечательном
конкурсе тьюрмитных рисунков. Что из этого
вышло - судить не мне.
"Тьюрмит - это существо,
вылезшее из разбитой машины Тьюринга, после того
как Грегори Тэрк уронил ее со своего стола. С тех
пор тьюрмиты распространились довольно широко,
однако по-прежнему остаются мало исследованными
созданиями. Живут тьюрмиты на бесконечной
плоскости, разделенной на квадратные клетки. Чем
они питаются, неизвестно. Живой тьюрмит
постоянно движется по плоскости, он не может
оставаться в покое".
Это вовсе не цитата из
фантастического романа, а отрывок из учебного
пособия по занимательной тьюрмитологии. Само это
пособие, а также все остальные материалы,
относящиеся к уже упомянутому конкурсу рисунков,
помещены на сервере Университета города Пер
еславля (
http://up.botik.ru/~inform/thurmits/index.html). Автор текста (а
также главный организатор конкурса) -
программист и преподаватель этого университета
Евгений Лилитко (crgames@ks.botik.ru).
К слову, увлечение подобными вещами у Евгения
очень давнее: еще десять лет тому назад он
написал программу, которая стала чемпионом мира
по "Бою в памяти". (Для тех, кто никогда не
слышал о "Бое в памяти", могу сказать только,
что это борьба двух программ-вирусов на
ограниченном участке машинной памяти по заранее
оговоренным правилам. Игра эта очень интересна и
требует более подробного рассказа. Возможно,
когда-нибудь в другой раз)
Я возвращаюсь к тьюрмитам. Если
попытаться кратко изложить суть, то она сводится
вот к чему: тьюрмит всегда работает по программе,
заложенной в его "мозг". Входной язык этой
программы - не процедурный (как C++), а скорее
декларативный (как, например, Пролог). В каждый
момент времени выполняется одна из строк
программы, а какая именно - зависит от
"ситуации". Точнее - от цвета клетки, в
которой тьюрмит находится, и от той строки,
которая выполнялась перед этим. Результ атом
выполнения этой строки будет следующее:
- тьюрмит покрасит ту клетку, на которой он стоит,
в некоторый (заданный в этой строке) цвет;
- затем он либо сдвинется прямо относительно
своего текущего направления движения, либо
свернет налево, либо повернет направо;
- тьюрмит узнает, какую строку программы он
должен выполнить следующей.
Если такой строки в тексте не
обнаружится, тьюрмит "умирает".
Пока такие строки находятся,
тьюрмит живет вечно - а точнее, до тех пор,
когда хозяин компьютера не прервет выполнение
программы.
На экране при этом появляются
замысловатые рисунки, красота и сложность
которых зависят только от фантазии (и умения
программировать!) автора тьюрмитной программы.
Кстати, синтаксис всех строк
таких программ очень прост:
буква; текущий цвет; новый цвет;
код поворота; новая буква.
Под буквой здесь понимается
любая буква, а также цифра или другой символ,
цвета кодируются числами от 0 до 15, а поворотов
бывает всего три: ?1="налево", 0="прямо",
1="направо".
Например, строка
A 0 15 1 A
означает, что после попадания на черное (цвет 0)
поле в строке, обозначенной буквой A, тьюрмит
перекрасит его в белый цвет (15), повернет направо
и будет искать следующую строку для выполнения.
Эта строка должна начинаться буквой A, а следом за
этой буквой должен стоять цвет клетки, на которую
тьюрмит попал.
Отмечу, что начальный цвет всего
поля - черный, а тьюрмит при рождении находится
"в состоянии A". Таким образом, первой будет
выполнена та строка программы, которая
начинается с "A 0".
Задача 1
Определите, что будет нарисовано
тьюрмитом, если вся его программа состоит из
одной приведенной выше строки -
"A 0 15 1 A". А если эта программа
будет иметь вид "A 0 15 0 A"?
Задача 2
А теперь разберитесь в чуть
более сложной программе:
A 0 2 0 B
B 0 2 0 C
C 0 2 1 A
Задача 3
И, наконец, последнее упражнение
на освоение тьюрмитной азбуки: определите, что
будет рисовать тьюрмит с программой
A 0 15 1 A
A 15 15 0 A
Ответы к задачам
Тьюрмит обойдет и закрасит белым
цветом четыре соседние клетки, стоящие в
вершинах квадрата. После этого он попадет на
исходную клетку и умрет: ведь у него в программе
нет строки для действий в ситуации "A 15".
А во втором случае тьюрмит
начнет бесконечно двигаться по прямой, оставляя
за собой белый след - и так будет до тех пор,
пока его не остановят извне (либо он не выйдет за
границы экрана, но об этом программном
ограничении я еще, кажется, не упоминал).
- Будет нарисован зеленый (цвет 2) квадрат со
стороной 3.
- Тьюрмит станет рисовать белую линию (точнее,
двойную линию), которая будет постепенно
удлиняться - по очереди то в одну, то в другую
сторону.
Ну, а теперь пару слов о конкурсе.
Участником его (а также членом жюри) мог стать
любой житель Сети. Достаточно было зайти на
соответствующую страничку, зарегистрироваться
(совершенно бесплатно), скачать
программу-тьюрмитник, после чего можно было
садиться и писать своих тьюрмитов.
Я так и сделал.
Одной из первых моих удач была
красивая "вертушка":
Ее программа совсем простая и
довольно короткая:
A 0 2 0 C
A 2 0 0 B
B 2 2 1 A
B 15 2 1 A
C 2 0 ?1 A
C 0 15 ?1 A
C 15 2 ?1 A
Хотя, конечно, эта простота
обманчива - тьюрмит, рисуя вертушку, бегает по
очень хитрой траектории, периодически
возвращаясь от ее краев к центру, а затем убегая
обратно.
Вообще, нарисовать что-либо при
помощи тьюрмита не так сложно, как кажется с
первого взгляда. Насколько я понял, есть два пути:
либо пытаться тщательно запрограммировать
поведение тьюрмита, либо действовать наобум,
методом тыка. Второй путь гораздо проще и не
требует от "программиста" почти никаких
усилий.
Из простых программок,
полученных, скорее всего, именно таким путем, я
приведу здесь только одну. Автор назвал ее
"желтый дом".
A 0 14 0 B
A 14 13 ?1 A
A 13 0 1 B
B 0 13 1 A
B 13 14 ?1 A
B 14 0 0 A
Но кроме написания таких
простеньких программок, можно попытаться
действительно придумать что-нибудь
нетривиальное. Например, я долго бился над такой
задачей: как обучить тьюрмита "красиво"
обходить всевозможные изогнутые препятствия.
Когда э то наконец получилось, я не поверил сам
себе: тьюрмит нарисовал почти правильную
архимедову спираль!
Когда я пишу этот текст,
результаты конкурса рисунков подведены, но еще
не опубликованы, поэтому авторы многих красивых
тьюрмитов мне пока неизвестны. Например, я пришел
в восторг от такой картинки:
По-видимому (я сужу по
использованию тех же 13-го и 14-го цветов), ее и
"желтый дом" делал один и тот же автор. А
программка и здесь очень проста:
A 0 14 0 B
B 0 14 0 C
C 0 14 0 E
E 0 14 0 F
F 0 14 0 J
J 0 13 ?1 A
A 14 13 0 A
A 13 14 0 A
J 14 13 0 A
J 13 14 1 A
Для тех, кто еще не совсем
разобрался: первые шесть строк рисуют квадратик,
а дальше остается всего четыре строки, и вот
они-то и определяют весь остальной рисунок!
Но все эти рисуночки - просто
детские забавы по сравнению с той гигантской
работой, которую проделал Дмитрий Папичев. Дима
просто взял и написал игру "Жизнь", о которой
я недавно рассказывал (см. "Компьютерру"
#243). "Жизнь" на одном-единственном
тьюрмите! Я не поверил своим глазам и не верю до
сих пор, но вот оно - работает, смотрите:
Здесь в качестве начальной
конфигурации выбрано "планерное ружье" (см.
первый из трех рисунков). Из него каждые 30 тактов
вправо и вверх вылетает планер. Долетает до
границы поля и там исчезает, потому что граница
поля жестко задана рамкой, в нутри которой все и
происходит. Весь рисунок - ружье, планер, смена
поколений - рисуется одним крошечным
тьюрмитом, который обегает все поле внутри рамки.
На втором рисунке показано состояние ружья после
пары тактов жизни (это десятки тысяч команд
тьюрмита, но на экране все происходит очень
быстро). А на третьем - то же ружье, уже почти
готовое выстрелить (еще примерно через 20 тактов
"жизни").
Чтобы рисунки были хорошо видны,
мне пришлось увеличивать их в восемь раз по
сравнению с остальными, так что не удивляйтесь,
что все точки оказались такими крупными.
Программу для "Жизни" и, в
частности, для планерного ружья я уже никак не
смог бы привести здесь: она занимает около 400
строк.
Кстати, это тоже превосходный
результат. Попробуйте-ка уместить программу для
этой игры, написанную на любом из процедурных
языков, кроме ассемблера, в 400 строк и в
5 килобайт!
Ну и напоследок еще одна задача
для тех, кто заинтересовался.
Задача 4
Разберитесь, что получается на
экране во время работы вот такой тьюрмитной
программы:
A 0 15 1 B
A 15 1 0 B
A 1 15 1 B
B 0 0 0 A
B 15 15 0 A
B 1 1 0 A
|
Вот и все... |